Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АЛКМЕО́Н

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 499

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Лебедев

АЛКМЕО́Н (’Αλϰμαίων ) из Кро­то­на в Юж. Ита­лии (рас­цвет ок. 500 до н. э.), др.-греч. фи­ло­соф, врач и учё­ный, пер­вый ан­тич­ный био­лог. Был бли­зок к пи­фа­горей­цам. Со­глас­но Ари­сто­те­лю, при­зна­вал на­ча­ла­ми па­ры про­ти­во­по­лож­ных «сил» (го­ря­чее и хо­лод­ное, су­хое и влаж­ное, слад­кое и горь­кое и т. д.), но, в от­ли­чие от пи­фа­го­рей­цев, ос­тав­лял их чис­ло не­оп­ре­де­лён­ным. В тео­рии по­зна­ния А. дек­ла­ри­ро­вал сен­суа­лизм и эм­пи­ризм и ог­ра­ни­чи­вал об­ласть на­уч. зна­ния «че­ло­ве­че­ским опы­том» в про­ти­во­по­лож­ность зна­нию о «не­ви­ди­мом», дос­туп­но­му толь­ко бо­гам. В со­от­вет­ст­вии с этой ус­та­нов­кой в трак­та­те «О при­ро­де» А. пе­ре­ори­ен­ти­ро­вал изу­че­ние «при­ро­ды» с кос­мо­ло­гии и ме­тео­ро­ло­гии ми­лет­ско­го ти­па на про­бле­мы био­ло­гии, ана­то­мии, фи­зио­ло­гии, эм­брио­ло­гии, тео­рии ощу­ще­ний и пси­хо­ло­гии, а так­же зоо­ло­гии и бо­та­ни­ки. Вы­ска­зы­ва­ясь о при­ро­де Все­лен­ной, А. ар­гу­мен­ти­ру­ет от мик­ро­кос­мо­са к мак­ро­кос­мо­су, по­сле­до­ва­тель­но при­ме­няя ме­тод био­морф­ных ана­ло­гий. Бес­смерт­ной час­ти кос­мо­са – над­лун­но­му ми­ру пла­нет и звёзд – со­от­вет­ст­ву­ет бес­смерт­ная часть че­ло­ве­ка – ду­ша (псю­хэ), на­хо­дя­щая­ся, как и звёз­ды, в веч­ном кру­го­вом дви­же­нии (эта кон­цеп­ция ока­за­ла влия­ние на кос­мо­ло­гию Пла­то­на, а так­же Ари­сто­те­ля в трак­та­те «О не­бе»). Воз­рас­тные фа­зы че­ло­ве­че­ской жиз­ни со­от­вет­ст­ву­ют вре­ме­нам го­да: юность – вес­не, ста­рость (увя­да­ние) – осе­ни и зи­ме и т. д. Лю­ди уми­ра­ют от­то­го, что «не мо­гут со­еди­нить на­ча­ло с кон­цом», как это про­ис­хо­дит в го­до­вом цик­ле.

Зна­чи­тель­ное влия­ние на ан­тич­ную мед. мысль ока­за­ла пред­ло­жен­ная А. тео­рия здо­ро­вья как гар­мо­нич. «рав­но­ве­сия» (исо­но­мии) про­ти­во­по­лож­ных сил в ор­га­низ­ме, а бо­лез­ней – как «гос­под­ства» од­ной си­лы над дру­гой (напр., ог­ня при ли­хо­рад­ке). Ис­хо­дя из это­го, счи­тал, что те­ра­пия долж­на ис­поль­зо­вать прин­цип «про­ти­во­по­лож­ное есть ле­кар­ст­во для про­ти­во­по­лож­но­го». На­чи­ная с Го­ме­ра, нар. пси­хо­ло­гия по­ме­ща­ла соз­на­ние в серд­це и в «гру­ди». На ос­но­ва­нии ана­то­мич. опы­тов и об­на­ру­же­ния глаз­ных нер­вов А. впер­вые ло­ка­ли­зо­вал соз­на­ние в го­лов­ном моз­ге. Это ве­ли­кое от­кры­тие бы­ло за­тем ус­вое­но вра­ча­ми шко­лы Гип­по­кра­та и Пла­то­ном, но оши­боч­но от­верг­ну­то Ари­сто­те­лем и стои­ка­ми. По А., го­лов­ной мозг яв­ля­ет­ся «ис­тол­ко­ва­те­лем» ощу­ще­ний; толь­ко че­ло­век об­ла­да­ет «по­ни­ма­ни­ем», жи­вот­ные лишь «ощу­ща­ют, но не по­нима­ют». Как по­ка­зал но­во­най­ден­ный фраг­мент, А. за­ни­мал­ся так­же бо­та­ни­кой и объ­яс­нял про­ис­хо­ж­де­ние рас­те­ний взаи­мо­дей­ст­ви­ем солн­ца и зем­ли.

Ис­точн.: Фраг­мен­ты ран­них гре­че­ских фи­ло­со­фов / Изд. подгот. А. В. Лебедев. М., 1989. Ч. 1.

Лит.: Guthrie WK. C. A His­tory of greek phi­loso­phy. Camb., 1971. Vol. 1. P. 341–359.

Вернуться к началу