АЛКМЕО́Н
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АЛКМЕО́Н (’Αλϰμαίων ) из Кротона в Юж. Италии (расцвет ок. 500 до н. э.), др.-греч. философ, врач и учёный, первый античный биолог. Был близок к пифагорейцам. Согласно Аристотелю, признавал началами пары противоположных «сил» (горячее и холодное, сухое и влажное, сладкое и горькое и т. д.), но, в отличие от пифагорейцев, оставлял их число неопределённым. В теории познания А. декларировал сенсуализм и эмпиризм и ограничивал область науч. знания «человеческим опытом» в противоположность знанию о «невидимом», доступному только богам. В соответствии с этой установкой в трактате «О природе» А. переориентировал изучение «природы» с космологии и метеорологии милетского типа на проблемы биологии, анатомии, физиологии, эмбриологии, теории ощущений и психологии, а также зоологии и ботаники. Высказываясь о природе Вселенной, А. аргументирует от микрокосмоса к макрокосмосу, последовательно применяя метод биоморфных аналогий. Бессмертной части космоса – надлунному миру планет и звёзд – соответствует бессмертная часть человека – душа (псюхэ), находящаяся, как и звёзды, в вечном круговом движении (эта концепция оказала влияние на космологию Платона, а также Аристотеля в трактате «О небе»). Возрастные фазы человеческой жизни соответствуют временам года: юность – весне, старость (увядание) – осени и зиме и т. д. Люди умирают оттого, что «не могут соединить начало с концом», как это происходит в годовом цикле.
Значительное влияние на античную мед. мысль оказала предложенная А. теория здоровья как гармонич. «равновесия» (исономии) противоположных сил в организме, а болезней – как «господства» одной силы над другой (напр., огня при лихорадке). Исходя из этого, считал, что терапия должна использовать принцип «противоположное есть лекарство для противоположного». Начиная с Гомера, нар. психология помещала сознание в сердце и в «груди». На основании анатомич. опытов и обнаружения глазных нервов А. впервые локализовал сознание в головном мозге. Это великое открытие было затем усвоено врачами школы Гиппократа и Платоном, но ошибочно отвергнуто Аристотелем и стоиками. По А., головной мозг является «истолкователем» ощущений; только человек обладает «пониманием», животные лишь «ощущают, но не понимают». Как показал новонайденный фрагмент, А. занимался также ботаникой и объяснял происхождение растений взаимодействием солнца и земли.