АВТОНО́МНАЯ МУ́ЗЫКА
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Электронная версия:
АВТОНО́МНАЯ МУ́ЗЫКА (нем. autonome Musik), в западноевропейской музыкальной эстетике 20 в. «идеальная» музыка. А. м. существует ради себя самой и не связана никакими прикладными задачами – прежде всего, иллюстративными и развлекательными. А. м. (термин возник ок. 1925) противопоставляется «функциональной музыке» (нем. funktionale Musik; она же – прикладная музыка). В музыкальной эстетике (и в «философии музыки») основную проблему составляет поиск критериев, по которым следует отличать А. м. от прикладной. Автономной чаще называют музыку высшего эстетического и этического порядка, поскольку она возникает не из потребности что-либо иллюстрировать, сопровождать и разъяснять. В такой ценностной иерархии прикладная музыка располагается на более низком уровне, поскольку служит некоей внемузыкальной цели.
Понятие А. м. близко понятию абсолютной музыки, но, в отличие от последней, не исключает вокальную и программную музыку. К. Кречмар в 1903 противопоставлял музыку как «свободное искусство» (freie Kunst) музыке как «обслуживающему искусству» (dienende Kunst). Термины Г. Бесселера «обиходная музыка» (Umgangsmusik) и «преподносимая музыка» (Darbietungsmusik) (1925) акцентируют социальную составляющую музыки, характеризуют её с точки зрения восприятия реципиентом. Пик дискуссий об автономной и функциональной музыке пришёлся на 1950‑е – 1970-е гг. Полемика о сущности А. м., особенно в связи с обсуждением т. н. музыкального содержания («музыкальной семантики»), не прекращается и поныне.