ЦЕРКО́ВНЫЕ ЛАДЫ́
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЦЕРКО́ВНЫЕ ЛАДЫ́, церковные тоны (лат. modi, toni, tropi), система восьми октавных модальных ладов, лежащих в основе григорианской монодии. См. также Григорианский хорал, Модальность. Категории Ц. л.: 7-ступенный звукоряд (центр. элемент системы); мелодич. формула (идентификатор лада; особенно значима в начале мелодии); амбитус (объём, диапазон); наклонение (плагальное, автентическое); вид консонанса (лат. species; ладовый остов определяют виды кварты и квинты); мутация (частный случай метаболы), транспозиция, клаузула (см. в ст. Каденция) и др. Ладовые функции Ц. л.: финалис (заключит. тон, первичный устой), реперкусса, или тенор (вторичный устой), иниций (начальный тон). Интервальный род Ц. л. – диатоника; на практике, в ходе развёртывания лада в распеве (cantus), нередко встречается 8-звучная миксодиатоника (2 равноправных варианта одной ступени b, условно соответствующих «си» и «си-бемолю»).
Для идентификации Ц. л. ср.-век. музыканты и литургисты применяли лат. термины-синонимы, предложенные ещё Боэцием: tonus, modus, tropus (тон, лад, троп; последний встречается реже других). В старинных (тонарий и др.) и современных («Liber usualis», «Liber hymnarius», «Graduale triplex») обиходных певческих книгах, в многоголосной церковной авторской музыке 16–17 вв. Ц. л. обозначаются лат. числительными («тракт восьмого тона», «антифон первого тона», «магнификат второго тона»). Альтернативная схема обозначения Ц. л. описывает 4 лада, в каждом из которых – 2 наклонения; числительные для двух «общих» ладов стилизованы на греч. манер: прот (protus; охватывает 1-й и 2-й тоны – прот автентический и прот плагальный), девтер (deuterus; охватывает 3-й и 4-й тоны), трит (tritus; 5-й и 6-й тоны) и тетрард (tetrardus; 7-й и 8-й тоны). Ц. л. также описываются терминами, производными от греч. этнонимов: 1-й тон – дорийский (dorius), 2-й – гиподорийский (hypodorius), 3-й – фригийский (phrygius), 4-й – гипофригийский (hypophrygius), 5-й – лидийский (lydius), 6-й – гиполидийский (hypolydius), 7-й – миксолидийский (mixolydius), 8-й – гипомиксолидийский (hypomixolydius). Последние в церковной среде не применяются.
Ц. л. как теоретич. система были впервые описаны в муз. трактатах 9 в.: «Иная музыка» («Alia musica») анонимного автора, «Musica» Хукбальда Сент-Аманского, «Музыкальное учение» («Musica disciplina») Аврелиана из Реоме, «Учебник музыки» («Musica enchiriadis») и «Схолии к учебнику музыки» («Scolica enchiriadis») Псевдо-Хукбальда. Позднее учение о Ц. л. стабилизировалось, хотя некоторые теоретики представляли его по-своему (анонимный автор «Диалога о музыке», известный как Псевдо-Одо, Гвидо Аретинский, Берно из Райхенау, Якоб Льежский, Маркетто Падуанский, Й. Тинкторис и др.). В целом вплоть до 17 в. учёные (наиболее известны расширения модальной теории Г. Глареана и Дж. Царлино) описывали современную им церковную полифонию как многоголосный вариант «стандартных» монодических Ц. л., несмотря на новое качество звуковысотной системы самой музыки – модальной гармонии, в которой одни «старые» категории (иниций, амбитус, мелодич. формула) практически нивелировались, а другие (финалис, тенор, виды кварты и квинты, клаузула) были радикально переосмыслены. Полемика о существе многоголосных Ц. л., начавшаяся в эпоху Возрождения, приобрела размах и остроту в 20–21 вв. (К. Дальхауз, Б. Майер, Г. Пауэрс, Ю. Н. Холопов).
Отд. ср.-век. теоретики (Иоанн Коттон, Арибо Схоласт, Адам Фульдский, Рамос де Пареха, П. Арон и др.) представляли Ц. л. не только как композиционно-технич. систему, но и, подобно пониманию др.-греч. ладов, как систему этическую, однако о к.-л. единообразии этоса Ц. л. говорить невозможно.
Ц. л. следует отличать от псалмовых тонов (см. в ст. Псалмодия). Псалмовые тоны имеют более древнее происхождение, чем Ц. л., по этой причине в них нет ладовых категорий и функций в том объёме и виде, в каком они присутствуют в развитых григорианских мелодиях. Общим для Ц. л. и псалмовых тонов является принадлежность к типу модальных ладов зап. монодии.
В рус. и сов. музыковедч. традиции вместо термина «Ц. л.» применялось слово «лады» (о музыке, подчиняющейся системе Ц. л., говорили, что она написана «в ладах»). Начиная с Ю. Н. Тюлина (1937) использовался термин натуральные лады.