ТЕМПЕРА́ЦИЯ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТЕМПЕРА́ЦИЯ (от лат. tempero – соразмерять, выравнивать), небольшое изменение (сужение или расширение) некоторых интервалов строя музыкального, отклоняющее их от акустически чистых интервалов в пользу акустич. улучшения др. интервалов. Производится гл. обр. для обеспечения транспозиции (в т. ч. для благозвучия ансамблевой игры) и модуляции. Т. также называется темперированный (т. е. полученный в результате Т.) строй. Глагол tempero в спец. терминологич. значении впервые фиксируется в документах не позднее 1442. Итал. термин «temperamento» отмечается в кн. «Основы гармоники» Дж. Царлино (1558), где в отличие от предыдущих описаний Т. (А. Шлик, 1511; П. Арон, 1523, и др.) впервые содержится математически строгое определение одного из вариантов Т.: все квинты (в цепи из 11 квинт) уменьшены на 2/7 синтонической коммы (далее СК); такая Т. обеспечивает одинаковое отклонение (на 1/7 СК) больших и малых терций от акустически чистых. Широкое распространение в 16–18 вв. получил среднетоновый строй, в котором все квинты уменьшены на 1/4 СК. Несмотря на то что в нём весьма благозвучны основные (наиболее часто применявшиеся в музыке того времени) трезвучия, он неприемлем для транспозиций и энгармонизмов; улучшение его предложили Г. Шейдеман и особенно А. Веркмейстер, «хорошие» Т. которого позволяли играть во всех тональностях. Развитием идей Веркмейстера стали Т. И. Ф. Бенделера, И. Г. Нейдхардта и др. Наиболее радикальная форма Т. – равномерно темперированный строй, в котором все квинты уменьшены на 1/12 пифагоровой коммы, при этом октава оказывается разделённой на 12 равных полутонов. Этот строй, ставший эталонным в европ. муз. практике с сер. 19 в., отмечался ещё Царлино и В. Галилеи, но его реализация в то время представляла большие трудности ввиду сложности его расчёта на монохорде (практич. способ настройки инструментов в равномерной Т., основанный на слуховом анализе биений, был разработан существенно позднее). Численный расчёт деления октавы на 12 равных частей в терминах отношений длин струн дали кит. учёный Чжу Цзайюй (1584) и С. Стевин (между 1585 и 1610). Вопрос о Т. «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха остаётся дискуссионным и, вероятно, не может быть решён однозначно. Одни исследователи считали, что Бах предполагал равномерную Т., другие предлагали разл. варианты «баховской» неравномерной Т., опираясь на косвенные документальные свидетельства и гармонический анализ сочинений Баха.
Выбор определённой Т. для музыки (преим. инструментальной) той или иной эпохи, того или иного композитора стал важным фактором исполнительской практики 20–21 вв. (см. Аутентичное исполнительство).