Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РЕСПОНСО́РИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 418

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

РЕСПОНСО́РИЙ (лат. responsorium, от re­sponsum – от­вет), в тра­диц. бо­го­слу­же­нии ка­то­ли­ков жанр, в ко­то­ром текст рас­пе­ва­ет­ся рес­пон­сор­но (см. Рес­пон­сор­ное пе­ние). Под тер­ми­ном «Р.» (без уточ­не­ний) под­ра­зу­ме­ва­ет­ся боль­шой Р. ут­ре­ни (responsorium prolixum). «Р. мес­сы» (responsorium missae) – то же, что гра­ду­ал. В Р. че­ре­ду­ют­ся хо­ро­вой (ан­самб­ле­вый) реф­рен (responsum; при по­вто­ре­ни­ях обыч­но уко­ра­чи­ва­ет­ся) и соль­ный рас­пев ук­ра­шен­но­го ме­лиз­ма­ми псал­мо­во­го сти­ха (versus) в осо­бом, т. н. рес­пон­сор­ном, то­не. Тек­сто­вая ос­но­ва реф­ре­нов – Свя­щен­ное Пи­са­ние (гл. обр. Псал­тирь) или его по­этич. па­ра­фра­зы. В ср.-век. бо­го­слу­же­нии ис­поль­зо­ва­лись сот­ни боль­ших Р., об их ли­тур­гич. и муз. зна­чи­мо­сти сви­де­тель­ст­ву­ют час­тые упо­ми­на­ния в трак­та­тах. К 16 в. б. ч. этих Р. бы­ла уп­разд­не­на, а в ос­тав­ших­ся ис­поль­зо­ва­ние реф­ре­на со­кра­ти­лось до уко­ро­чен­ной ре­при­зы «трёх­ча­ст­ной фор­мы». В эпо­хи Позд­не­го Воз­ро­ж­де­ния (по­сле Три­дент­ско­го со­бо­ра) и ба­рок­ко со­храня­ли зна­че­ние боль­шие Р. трёх дней Ве­ли­кой сед­ми­цы: Чет­вер­га, Пят­ни­цы и Суб­бо­ты. Они со­став­ля­ли гл. ук­ра­ше­ние служ­бы, со­вме­щав­шей ут­ре­ню и лау­ды и ме­та­фо­ри­че­ски на­зы­вае­мой Tene­brae (лат. те́небре, букв. – по­тём­ки): в на­ча­ле ут­ре­ни за­жи­га­ли 15 све­чей, по хо­ду служ­бы их по­сте­пен­но га­си­ли (по од­ной све­че по­сле ка­ж­до­го из 15 псал­мов, вклю­чая функ­цио­наль­но то­ж­де­ст­вен­ные им Пес­ни биб­лей­ские), что сим­во­ли­зи­ро­ва­ло мрак, ох­ва­ты­вав­ший стра­даю­ще­го Хри­ста; по­сле Benedictus в хра­ме во­ца­ря­лась тьма. Об­раз­цы «тём­ных» Р. (по­ли­фо­ни­че­ские об­ра­бот­ки гри­го­ри­ан­ских ме­ло­дий ли­бо ав­тор­ская му­зы­ка на тра­диц. тек­сты Р.) – у К. Дже­зу­аль­до, О. ди Лас­со, Дж. П. да Па­ле­ст­ри­ны, К. де Мо­ра­ле­са, Т. Л. де Вик­то­рии, М. А. Шар­пан­тье, Ф. Ку­пе­ре­на и др.

Изд.: Liber responsorialis pro festis I. classis et communi sanctorum juxta ritum monasticum. Solesmes, 1895.

Вернуться к началу