РЕСПОНСО́РИЙ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РЕСПОНСО́РИЙ (лат. responsorium, от responsum – ответ), в традиц. богослужении католиков жанр, в котором текст распевается респонсорно (см. Респонсорное пение). Под термином «Р.» (без уточнений) подразумевается большой Р. утрени (responsorium prolixum). «Р. мессы» (responsorium missae) – то же, что градуал. В Р. чередуются хоровой (ансамблевый) рефрен (responsum; при повторениях обычно укорачивается) и сольный распев украшенного мелизмами псалмового стиха (versus) в особом, т. н. респонсорном, тоне. Текстовая основа рефренов – Священное Писание (гл. обр. Псалтирь) или его поэтич. парафразы. В ср.-век. богослужении использовались сотни больших Р., об их литургич. и муз. значимости свидетельствуют частые упоминания в трактатах. К 16 в. б. ч. этих Р. была упразднена, а в оставшихся использование рефрена сократилось до укороченной репризы «трёхчастной формы». В эпохи Позднего Возрождения (после Тридентского собора) и барокко сохраняли значение большие Р. трёх дней Великой седмицы: Четверга, Пятницы и Субботы. Они составляли гл. украшение службы, совмещавшей утреню и лауды и метафорически называемой Tenebrae (лат. те́небре, букв. – потёмки): в начале утрени зажигали 15 свечей, по ходу службы их постепенно гасили (по одной свече после каждого из 15 псалмов, включая функционально тождественные им Песни библейские), что символизировало мрак, охватывавший страдающего Христа; после Benedictus в храме воцарялась тьма. Образцы «тёмных» Р. (полифонические обработки григорианских мелодий либо авторская музыка на традиц. тексты Р.) – у К. Джезуальдо, О. ди Лассо, Дж. П. да Палестрины, К. де Моралеса, Т. Л. де Виктории, М. А. Шарпантье, Ф. Куперена и др.