РАВЕ́ЛЬ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РАВЕ́ЛЬ (Ravel) Морис (7.3.1875, Сибур, деп-т Атлантические Пиренеи – 28.12.1937, Париж), франц. композитор, пианист. Детство провёл в Париже, музыке обучался с 1882. В Парижской конс. учился в 1889–95 (классы фп. Э. Антиома и Ш. В. де Берио, класс гармонии Э. Пессара) и 1898–1905 (классы композиции Г. Форе и А. Жедальжа). В формировании худож. мировоззрения Р. большую роль сыграли достижения совр. иск-ва и атмосфера парижских салонов, собиравших ценителей иск-ва и законодателей норм изысканного вкуса, сказалось влияние эстетски-нонконформистского стиля жизни, декларируемого в творчестве Ш. Бодлера и Ж. К. Гюисманса. Впоследствии Р. утверждал, что его композиции довоенного времени тесно связаны с именами Э. Мане, Э. Шабрие и Гюисманса и созданной ими культурной традицией. Известность к композитору пришла в кон. 1890-х – нач. 1900-х гг. с публичным исполнением его ранних сочинений. «Античный менуэт» для фп. (1895, оркестровая версия – 1929) открывает ряд неоклассицистских (необарочных) сочинений, в которых сочетаются архаика и модерн, тонкая стилизация традиц. жанров старинной музыки сопряжена с их преломлением и трансформацией, в первую очередь – за счёт изысканного гармонического языка, слегка архаизированного введением модальности. В этой пьесе кроются истоки Сонатины для фп. (1905) с галантным менуэтом в качестве медленной части, «Паваны на смерть инфанты» (1899, оркестровая версия – 1910), где ощутимо влияние Форе и намёком обозначена исп. тематика, впервые заявленная Хабанерой для 2 фп. (1895). Другой излюбленный Р. круг образов представлен в «Игре воды» (1901) – сочинении, наследующем традиции виртуозной фп. музыки Ф. Листа и Ф. Шопена, импрессионистском по духу и новаторском в понимании композитором темброво-колористич. возможностей инструмента; эта линия живописно-созерцательной лирики продолжена в фп. цикле «Отражения» (1905) и во многом перекликается с исканиями К. Дебюсси. Струнный квартет (1903) – первый опыт Р. в жанре камерной музыки; среди последующих образцов – Фп. трио (1914).
В период 1905–14 рамки творчества Р. расширялись, а его признание росло и после «Испанской рапсодии» для оркестра (1907) стало всеобщим. При этом недопонимание некоторых его сочинений приводило к их недооценке. В вокальном цикле «Естественные истории» («Histoires naturelles», на слова Ж. Ренара, 1906) Р. выработал новый стиль муз. письма, вокальная партия декламац. типа ориентирована на особенности франц. разг. речи. Публика встретила это сочинение критично, особенно в отношении выбора текста и манеры его воплощения; способность Р. достигать сильного эмоционального воздействия посредством иронии и отчуждения не была оценена даже Г. Форе и К. Дебюсси. Такая же участь постигла и одноактную оперу «Испанский час» (либр. М. Франк-Ноэна, «Опера-Комик», 1911), в которой Р. стремился к возрождению традиции оперы-буффа; насыщенное интригами и комич. эффектами либретто нашло блестящее и многогранное муз. воплощение, обыгравшее исп. колорит пьесы, заложенное в ней лирич. начало и едкую критику обществ. нравов. В 1909 Р. получил от С. П. Дягилева заказ на балет «Дафнис и Хлоя» (либр. M. M. Фокина по античному пасторальному роману, худ. Л. С. Бакст, балетм. В. Ф. Нижинский; театр «Шатле», Париж, 1912); его партитура принадлежит к числу самых значит. сочинений Р. Композитор называл это сочинение «хореографической симфонией» и использовал его муз. материал в 2 оркестровых сюитах (1911, 1912), обретших самостоят. концертную жизнь. К числу наиболее значит. сочинений тех лет принадлежит фп. цикл «Ночной Гаспар, три поэмы по А. Бертрану» (известен также под назв. «Призраки ночи»; 1908), в большой степени наследующий романтически-экспрессивные традиции виртуозной музыки Ф. Листа. Образный мир его таинствен и фантастичен, муз. язык изыскан и суггестивен, а степень технич. сложности требует от исполнителя незаурядного мастерства. Радикально отличается от него фп. цикл «Моя Матушка Гусыня» (по сказкам Ш. Перро и мадам д’Онуа; 1910, оркестровая версия – 1911): здесь Р. обнаружил дар создателя изящной миниатюры, насыщенной красочными деталями и остроумными изобразит. эффектами. Цикл «Благородные и сентиментальные вальсы» (1911, оркестровая версия – 1912) содержит яркие образцы фп. лирики Р. и ретроспективный взгляд на романтич. традицию этого жанра (особенно в творчестве Ф. Шуберта). В 1913 Р. совм. с И. Ф. Стравинским работал над оркестровкой оперы «Хованщина» М. П. Мусоргского. Свидетельством интереса композитора к рус. музыке и культуре стали и его собств. сочинения: фп. пьеса «В манере Бородина» (1913) и высокохудожественная оркестровая версия фп. цикла «Картинки с выставки» Мусоргского, сделанная по заказу С. А. Кусевицкого (1922). Неоспоримо влияние на гармонический стиль Р. сочинений Мусоргского и гл. обр. Н. А. Римского-Корсакова. Творчество композиторов «Могучей кучки», как и впечатления от Всемирной выставки в Париже (1898), во многом инспирировали увлечение Р. ориентализмом (увертюра «Шехеразада», 1898; одноим. цикл песен на слова Тристана Клингзора, 1903). Цикл «Три поэмы С. Малларме» для голоса и инструментального ансамбля (1913, версия для голоса с фп. – 1913), написанный под воздействием «Лунного Пьеро» А. Шёнберга, открывает новую грань вокального стиля Р., отмеченного особой утончённостью и изощрённой интерпретацией смысловой многозначительности поэтич. метафор. В этот период Р. занимался также обществ. и исполнительской деятельностью, гл. обр. в Независимом муз. об-ве (организация-антагонист консервативного Нац. об-ва). Гастроли в Лондоне, в др. городах Англии и Шотландии (1909, 1911, 1913), где Р. выступил как исполнитель своих сочинений, ознаменовали начало его активной концертной деятельности за рубежом. Его произведения прозвучали в странах Европы и в США, заложив основу будущего междунар. признания.
В начале 1-й мировой войны Р., признанный негодным к воинской службе, добился права водить санитарную машину; пребывание в армии продолжалось с перерывами до весны 1917. За эти годы им созданы Три песни для хора a cappella на собств. тексты (1915, версия для голоса и фп. – 1915), фп. сюита «Гробница Куперена» (1917), оригинально преломляющая франц. барочную традицию. В «хореографической поэме» для оркестра «Вальс» (1920) Р. создал муз. образ, исполненный драматизма и рефлексии; фрагментарность тематич. материала, его постоянное преображение создают впечатление неотвратимо надвигающейся катастрофы и иллюзорности прежних, навеянных романтич. музыкой представлений о безмятежном характере этого танца. Хотя вышедшие на авансцену новые композиторы воспринимали Р. как чуждого им представителя предвоенного поколения, после премьеры «Вальса» (1920) он был признан широкой публикой на родине и за рубежом. Эта партитура, ранее (в 1919) предполагавшаяся для труппы «Русский балет Дягилева», в дальнейшем была использована Дягилевым для балета «Вальс» (Парижская опера, 1929, балетм. Б. Ф. Нижинская, худ. А. Н. Бенуа).
Последний период творчества Р. ознаменовался появлением ряда выдающихся произведений. В опере-балете «Дитя и волшебство» (на либр. С. Г. Колетт; Монте-Карло, 1925) Р. вернулся к любимому им миру сказочных образов, детских фантазий и курьёзных ситуаций; калейдоскоп жанров, используемый в этом сочинении, необычайно пёстр и разнообразен (менуэт, буколич. пастораль, комич. марш, канкан, фокстрот, вальс-бостон); живо интересуясь совр. веяниями в музыке, Р. открыто декларировал своё стремление трактовать сюжет в духе амер. оперетты или мюзик-холла. В 1920-е гг. им созданы Соната для скрипки и виолончели (1922), рапсодия для скрипки с фп. (или с оркестром) «Цыганка» (1924), 2-я соната для скрипки и фп. (1927), «Мадагаскарские песни» на слова Э. Парни (1926) и др. С 1922 всё более значит. место в его деятельности занимали концертные турне: Р. гастролировал в Великобритании, Нидерландах, Италии, Испании и др. странах Европы; во время 4-месячного турне в США, в 1928, он выступил как дирижёр («Испанская рапсодия», «Вальс») и пианист («Сонатина», «Гробница Куперена» и др.). В 1928 им создан балет «Болеро» (Парижская опера, 1928, балетм. Б. Ф. Нижинская, худ. А. Н. Бенуа); завораживающая, почти гипнотически воздействующая на слушателя музыка обрела наибольшую популярность среди всех сочинений Р. В нач. 1930-х гг. им созданы фп. концерты: № 1 G-dur, по духу и характеру тематизма отчасти близкий «Испанской рапсодии», с чертами неоклассицизма (1930); № 2 D-dur, для левой руки (1931; написан по заказу П. Витгенштейна и исполнен им в Вене в том же году).
Последнее выступление Р. в качестве дирижёра состоялось в нояб. 1933. Заказанную ему Г. В. Пабстом музыку к ф. «Дон Кихот» с Ф. И. Шаляпиным в гл. роли Р. не успел написать в срок; это сочинение, представленное в 1934 как «Три песни Дон Кихота к Дульсинее» (на слова П. Морана), стало последним законченным сочинением композитора.