НИ́КИШ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НИ́КИШ (Nikisch) Артур (12.10.1855, Лебеньисентмиклош – 23.1.1922, Лейпциг), австро-венг. дирижёр и педагог. Один из основоположников совр. школы дирижирования. Родился в семье бухгалтера – чеха; мать была венгеркой. Уже в детские годы проявил незаурядные муз. способности (в 1862 записал по слуху увертюру к опере Дж. Россини «Вильгельм Телль», в 8 лет виртуозно играл на фп.). В 1873 окончил Венскую конс. (классы скрипки Й. Хельмесбергера-старшего, фп. В. Шеннера, теории музыки Ф. О. Дессофа). В 1874–77 скрипач Венского придворного оркестра; принимал участие в первом исполнении 2-й симфонии А. Брукнера под управлением автора, в 1876 под упр. Р. Вагнера играл на открытии 1-го Байрёйтского фестиваля. С 1878 хормейстер, с 1879 1-й дирижёр Лейпцигской оперы; одновременно дирижировал в лейпцигском «Гевандхаузе». Сохранились восторженные отзывы П. И. Чайковского, А. П. Бородина о его проф. мастерстве этого периода («чистота, точность, верность интонации, рельефность оттенков – изумительные»); Ф. Лист назвал его «избранником между избранными» (Н. участвовал в открытии Об-ва Листа в Лейпциге). В 1889–93 возглавлял Бостонский симфонич. оркестр, с которым концертировал по городам США. С 1893 муз. рук. Королевского оперного театра в Будапеште. С 1895 гл. дирижёр «Гевандхауза» и Берлинского филармонич. оркестра. Позднее возглавлял Гамбургские филармонич. концерты, был приглашённым дирижёром оркестра «Консертгебау» (Амстердам) и Венского филармонич. оркестра. В 1905–06 директор Лейпцигской оперы и Лейпцигской конс., где преподавал дирижирование. Среди учеников: Е. Курц, Дж. Джорджеску, А. Коутс, К. С. Сараджев. В 1904–14 периодически работал с Лондонским симфонич. оркестром (в 1912 совершил с ним турне по США). В 1913 дирижёр-постановщик тетралогии Р. Вагнера «Кольцо нибелунга» в театре «Ковент-Гарден» (Лондон). Гастролировал также в Бельгии, Франции, Австрии, Швейцарии, Испании, Лат. Америке, России. Был знаком с музыкантами Беляевского кружка, посещал «Беляевские пятницы» в С.-Петербурге.
Один из крупнейших интерпретаторов музыки И. Брамса, А. Брукнера, Р. Вагнера, Р. Шумана и др. композиторов-романтиков. В 1888 впервые исполнил в С.-Петербурге 5-ю симфонию П. И. Чайковского, который писал: «Господин Никиш спокоен и свободен от излишних движений, хладнокровен и в то же время очень строг… Он не пытается привлечь к себе внимания, но чувствуется, что большой оркестр, подобно инструменту в руках умелого мастера, полностью подчиняется своему руководителю». Искусство Н. оказало влияние на В. Фуртвенглера (возглавил Лейпцигский и Берлинский оркестры после смерти Н.), англ. дирижёра А. Боулта. Н. поддерживал своих современников – Г. Малера, М. Регера, Р. Штрауса, исполняя в концертах их произведения. Среди немногих сохранившихся аудиозаписей – первая в истории полная запись симфонии (Симфония № 5 Л. ван Бетховена, Берлинский филармонич. оркестр, 1913).