МОНТЕВЕ́РДИ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОНТЕВЕ́РДИ (Monteverdi) Клаудио (крещён 15.5.1567, Кремона – 29.11.1643, Венеция), итал. композитор. Учился у капельмейстера кафедрального собора Кремоны М. А. Индженьери, усвоил традиции хоровой полифонии (Дж. П. да Палестрина, О. Лассо и др.). В 1582 опубликовал сборник 3-голосных мотетов «Небольшие духовные песни» («Sacrae cantiunculae»), в 1587 – 1-й сборник мадригалов (5-голосных). С 1590 (или 1591) певчий и исполнитель на виоле да гамба, с 1602 капельмейстер герцога Винченцо Гонзаги в Мантуе. В 1607 при герцогском дворе поставлена первая опера М. «Орфей» (либр. А. Стриджо на сюжет др.-греч. мифа). После смерти герцога переехал в Венецию, в 1613 занял пост капельмейстера собора Св. Марка, создал 6 опер для венецианских оперных театров. Автор 8 книг мадригалов; поздние мадригалы, в особенности из 7-й (1619) и 8-й (1638) книг, относящиеся уже к эстетике барокко, могут быть названы мадригалами лишь условно – это масштабные театрализов. вокально-инструментальные композиции «Битва Танкреда и Клоринды» (текст из «Освобождённого Иерусалима» Т. Тассо), balli (мадригалы с танцами) «Бал неблагодарных женщин» и «Тирсис и Хлора», дуэты, терцеты и сольные арии с басcо континуо (напр., «Жалоба нимфы» для сопрано и мужского терцета, близкая оперной сцене). В 1651 под назв. «Мадригалы и канцонетты, книга 9» опубликован сборник светской музыки М. разных лет (в т. ч. 11 не изданных ранее пьес); наибольшую ценность представляет трио «Come dolce oggi l’auretta» («Сколь нежен ныне ветерок») – единственный сохранившийся номер из его оперы «Похищенная Прозерпина». Из духовной музыки М. наиболее известна «Вечерня блаженной Девы» (её кульминация – Магнификат); кроме того, М. писал мессы, обработки псалмов, мотеты.
Один из первых и крупнейших оперных композиторов в истории музыки. Из значит. количества произведений М. в этом жанре (ок. 15) полностью сохранились три: «Орфей», «Возвращение Улисса на родину» (либр. Дж. Бадоарро по мотивам «Одиссеи» Гомера, Венеция, карнавал 1639–40) и «Коронация Поппеи» (либр. Дж. Ф. Бузенелло по «Анналам» Тацита и др. античным источникам, Венеция, карнавал 1642–43); из оперы «Ариадна» (герцогский дворец в Мантуе, 1608) сохранилось лишь знаменитое «Ламенто Ариадны». «Коронация Поппеи» – высшее достижение композитора в оперном жанре.
Гл. особенность муз. языка М. – сочетание (нередко в одном произведении) имитационной полифонии, характерной для позднего Возрождения, и гомофонии как достижения новой эпохи барокко. М. считал себя создателем особого эмоционального стиля: он находил в сочинениях предшественников примеры «мягкого» и «умеренного» стилей и «нигде не встречал примеров взволнованного стиля» (stile concitato). М. считал, что музыка должна уметь передать человеческие чувства и страсти (гнев, мольбу и др.), в т. ч. в конфликтном противопоставлении; это проявилось в муз. характеристиках его оперных персонажей, для которых он находил индивидуальные интонации. Наряду с речитативами и ариозными построениями в вокальные партии его опер введены развитые сольные и ансамблевые формы (Сцена Орфея у врат ада, Ламенто Ариадны, виртуозный Дуэт Нерона и Лукана из «Коронации Поппеи»), хоровые сцены (Сцена Сенеки с учениками из «Коронации Поппеи»), в «Орфее» впервые появилась увертюра. Гармония М. сочетает в себе принципы модальности и тональности, в т. ч. в хроматизированной форме. В партитуре «Орфея», изданной в 1609, впервые в истории зафиксирован состав оперного оркестра; в нём соединены инструменты группы бассо континуо и большое число одноголосных инструментов (скрипки, цинки, трубы), участвовавших в исполнении оркестровых разделов. М. одним из первых с помощью инструментовки передавал разл. театральные эффекты: так, в пасторальных сценах оперы «Орфей» применил струнные, флейты, лютни, в сценах подземного царства – цинки, тромбоны, регаль.
Новаторство М. встретило непонимание у некоторых современников. Теоретик музыки Дж. Артузи в трактате «О несовершенстве современной музыки» (ч. 1–2, 1600–03) обрушил на композитора критику, в частности, за дерзкое применение им неприготовленных диссонансов и хроматики. В предисловии к 5-й книге мадригалов (1605) М. отвечал, что у него «в отношении консонансов и диссонансов есть высшие соображения, по сравнению с теми, которые содержатся в школьных правилах». Через 2 года брат М., композитор и органист Джулио Чезаре Монтеверди (1573 – ок. 1630), в «Разъяснении к письму, напечатанному в 5-й книге» уточнил муз.-эстетич. позицию брата, применяя понятия «первой практики» (prima pratica) и «второй практики» (seconda pratica). По его словам, для «первой практики» (её представителями названы великие полифонисты прошлого Жоскен Депре, Й. Окегем и др.) мастерство техники композиции было важно как таковое, в то время как «вторая практика» (новаторы-мадригалисты начиная с Ч. де Роре и создатели театральной музыки) требует, чтобы в музыке безраздельно господствовал поэтич. текст, которому подчиняются мелодия, гармония и ритм. Свои композиторские представления М. изложил также в предисловии к 8-й книге мадригалов (1638).
Интерес к М. возродился в 20 в., редакции его сочинений выполняли В. д’Энди, Э. Кшенек, Дж. Ф. Малипьеро, П. Хиндемит и др.; его музыку широко пропагандируют представители аутентичного исполнительства.