МОНО́ДИЯ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОНО́ДИЯ (греч. μονῳδία – пение или декламирование в одиночку), муз. склад, главным фактурным признаком которого является одноголосие (пение или исполнение на муз. инструменте, возможно с октавным удвоением). В отличие от одноголосно исполняемых мелодий, обрисовывающих или подразумевающих тональные функции (см. Тональность), произведения монодического склада не предполагают никакой гармонизации: закономерности их звуковысотной структуры совр. наука объясняет как имманентные (как правило, с позиций модальности). Монодическими по складу были др.-греч. и др.-рим. музыка, сочинения ср.-век. менестрелей (трубадуров, труверов и миннезингеров), древнейшие богослужебные распевы христианской Церкви (григорианский хорал, знаменный распев), паралитургич. песни (итал. лауды, исп. кантиги, франц. и англ. одноголосные кондукты, древнейшие англ. кэрол и др.). Из ныне существующих проф. неевропейских муз. традиций подавляющая часть – монодические (инд. рага, араб. макам и мн. др.). Значит. часть сохранившегося старинного фольклора европейских и неевропейских народов также представляет собой монодическую культуру.
Термином «М.» обозначают также сочинения для голоса в сопровождении бассо континуо, созданные в 1-й пол. 17 в. в Италии. Ценное теоретич. свидетельство о «монодическом стиле» («stile monodico») содержится у итал. теоретика музыки Дж. Дони (1640).