Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

TENEBRAE

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2020 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

TENEBRAE (лат. – потёмки, тьма), Тёмная утреня, у католиков – метафорическое название трёх утренних служб оффиция Страстной седмицы: Великого Четверга (лат. Feria quinta in Coena), Великой Пятницы (лат. Feria sexta in Parasceve) и Великой Субботы (лат. Sabbato Sancto). Молитвословные тексты этих служб стали основой профессиональной многоголосной музыки, созданной преимущественно в 16–17 вв.

Название обязано своим происхождением «театрализованному» ритуалу: в начале утрени зажигали 15 свечей, которые по ходу службы – после каждого из 15 псалмов с антифонами (включая функционально тождественные им библейские песни, лат. cantica) – гасили, символизируя мрак, всё более охватывавший страдающего Христа; таким образом, после «Benedictus» (15-го «псалма») в храме воцарялась кромешная тьма. Согласно другой (менее распространённой) точке зрения, название происходит от инципита одного из респонсориев пятничной утрени – «Tenebrae factae sunt» («Тьма случилась»).

Комплекс служб «тёмного» оффиция – утреня (включавшая три большие части, т. н. ноктурны) и лауды Великого Четверга, Великой Пятницы и Великой Субботы – окончательно сложился после Тридентского собора и в таком виде (ноктурны и лауды одного дня самое позднее с сер. 18 в. служили без перерыва) просуществовал четыре столетия, вплоть до Второго Ватиканского собора, по решению которого службы были значительно сокращены и с музыкальной точки зрения упрощены.

Из многих молитвенных текстов, входивших в состав Тёмной утрени, особенно востребованными у композиторов оказались респонсории [в общей сложности 27 библейских и гимнографических текстов, описывающих драматические новозаветные события, например: «Tristis est anima mea usque ad mortem» («Душа моя скорбит смертельно»), «Judas mercator pessimus» («Иуда, торгаш презренный»), «Sepulto Domino» («Когда Господь был погребён»)], «Miserere» (50-й псалом), «Benedictus» (Песнь Захарии) и ветхозаветные стихи из Плача Иеремии, т. н. ламентации. Обычно композиторы писали либо цикл ламентаций (во французской традиции 17 в. – «Leçons de Ténèbres», буквально – чтения впотьмах), либо цикл респонсориев. «Miserere» и «Benedictus», как и большинство псалмовых и псалмоподобных текстов, реализовывали в строфической форме (в 16–17 вв. в технике alternatim), но без заключительного славословия «Gloria Patri». Текстомузыкальная форма полифонических «тёмных» респонсориев следовала форме монодических григорианских, в основном ABA' (где A – т. н. responsum, B – псалмовый стих, т. н. верс, A' – последняя фраза музыки и текста A, т. н. repetenda). Заключительный респонсорий каждого ноктурна (т. е. № 3, 6, 9, 12 и т. д.) расширялся за счёт полного повторения первой части (ABA'A).

Среди композиторов, писавших музыку на тексты Тёмной утрени (кроме ламентаций): П. Анимучча (ок. 1555), К. де Моралес (1564), Ф. Кортечча (все респонсории, «Benedictus» и «Miserere»; 1570), О. ди Лассо (18 респонсориев; ок. 1582), Т. Л. де Виктория (респонсории в составе сборника «Officium Hebdomadae Sanctae», публикация 1585), Я. Хандль (5 респонсориев, «Benedictus» и «Miserere» в составе сборника «Musicum opus», т. 2, 1587), М. А. Индженьери (все респонсории; 1588), Дж. Бартеи (все респонсории, «Benedictus» и «Miserere»; 1607), Л. Виадана (все респонсории; 1609), К. Джезуальдо (все респонсории, «Benedictus» и «Miserere»; 1611), П. Ненна (все респонсории; 1622), М. Кардозу (1648), М. А. Шарпантье (19 респонсориев; 1680–1690-е), Дж. А. Сильвани (в составе сборника «Inni sacri per tutto l'anno», 1704), Алессандро Скарлатти (все респонсории; 1708), Дж. Б. Мартини (в составе сборника «Sammlung ausgezeichneter Kompositionen für die Kirche», публикация 1884–1885), Я. Д. Зеленка (все респонсории; 1723), Дж. Бонончини (1730), Н. Йоммелли (1740), Л. Лео (1740). В 20 в. молитвенные тексты Тёмной утрени композиторы использовали вне литургического контекста; например, «Lamentationes» И. Ф. Стравинского и «Семь респонсориев Тёмной утрени» (франц. «Sept répons des Ténèbres») Ф. Пуленка – типичные образцы концертной кантатно-ораториальной музыки на духовную тему.

The Liber usualis / ed. by Benedictines of Solesmes. – Tournai; New York, N.Y.: Desclée Company, 1961.
Pope T. Canon. Holy week in the Vatican : the ceremonies and their connexion with history science and the fine arts : music, painting, sculpture, architecture, engraving and astronomy: with religious reflections on wonders in the order of nature and grace. – Dublin: J. Duffy, 1874.

Вернуться к началу