НОЭ́ЛЬ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НОЭ́ЛЬ (от франц. Noёl – Рождество), текстомузыкальная форма, возникшая во Франции 15 в. как род паралитургической музыки и поэзии. Текст ноэля обычно разрабатывал тему поклонения пастухов из истории Рождества Христова.
Восьмистрочная строфа ноэля имеет достаточно сложное строение: четыре стиха 6-сложные, один 12-сложный, два 8-сложные, последний – 6-сложный. Существовали рефренная (с припевом) и безрефренная разновидности. Первый расцвет ноэля пришёлся на 16 в., когда были напечатаны многочисленные нотные сборники. Наряду с одноголосными создавались многоголосные ноэли в стиле полифонических шансон. Перетекстовке (контрафактуре) иногда подвергались распевы католического церковного обихода (гимны, секвенции и др.). В 17 в. известны противоположные случаи контрафактуры народных ноэлей в литургической практике («Полуночная месса» М. А. Шарпантье). Создавались также инструментальные обработки ноэлей (от простых гармонизаций до органных транскрипций французских музыкантов Н. Жиго, А. Резона, Н. Лебега). Во время Французской революции 18 в. распевались ноэли с сатирическими и другими текстами, в т. ч. на мотив «Марсельезы». Молодой А. С. Пушкин назвал одно из своих сатирических стихотворений «Сказки. Noёl» («Ура! В Россию скачет / Кочующий деспо́т...», 1818). В 19–20 вв. получили распространение романсы и арии на старинные тексты ноэлей (среди авторов – А. Адан), органные обработки напевов популярных ноэлей («Старый ноэль» С. Франка), стилизации ноэлей («Три ноэля» Ф. Мартена).