МАЖО́РО-МИНО́Р
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАЖО́РО-МИНО́Р (мажоро-минорная система), многоголосный лад смешанного типа, объединяющий аккорды мажора и минора в рамках одной тонально-гармонической системы. Наиболее распространённые разновидности: одноимённый М.-м. (мажорный лад, обогащённый аккордикой и мелодич. оборотами одноим. минора) и несколько реже встречающийся одноимённый миноро-мажор (минор, обогащённый элементами одноим. мажора); к М.-м. относят также смешение параллельных ладов – гармонического мажора и гармонического минора. М.-м., наряду с хроматической системой, представляет собой один из типов расширенной ладовой системы («расширенной тональности» по Г. Л. Катуару, И. В. Способину).
Применение специфич. гармоний М.-м. (низких VI и III ступеней в М.-м., высоких III и VI в миноро-мажоре и др.) придаёт ладу многокрасочность, яркость, украшает мелодику свежими полиладовыми оборотами.
Исторически М.-м. развился в недрах классич. тональной системы. Представление о диатонических мажоре и миноре логически предшествует понятию М.-м. Однако родств. явление встречается в старомодальной гармонии 16 в. (как бы первичный, ещё недифференцированный М.-м.), где правилом было завершать кадансы минорных дорийского, фригийского и эолийского «тонов» мажорным трезвучием. Следы этой недифференцированности в тональной системе – мажорная доминанта и заключит. мажорное тоническое трезвучие (с «пикардийской» терцией) в миноре. В эпоху барокко мажор и одноим. минор встречаются в рамках одного построения (прелюдия D-dur из 1-й части «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха, такты 27–35), но лишь изредка в мажор внедряются аккорды одноим. минора (И. С. Бах, хоральная прелюдия «О Mensch, bewein’ dein’ Sünde gross» для органа). У венских классиков М.-м. становится более сильным гармоническим средством вследствие поляризации контраста между чётко разграниченными мажорным и минорным ладами. Одноим. переменность виртуозно используется в предыктах, предкадансовых участках, в серединах и разработках (модуляция D-dur – А-dur в I части 2-й симфонии Л. ван Бетховена), иногда с подчёркнуто колористич. эффектом (I часть 16-й фп. сонаты Бетховена). В вокальной музыке внедрение аккордов противоположного по наклонению лада может отражать контрастные поэтич. образы (ария Лепорелло из оперы В. А. Моцарта «Дон Жуан»). Расцвет М.-м. во всех его разновидностях приходится на эпоху романтизма (Ф. Шуберт, Ф. Лист, Р. Вагнер, Э. Григ, М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов). Мажоро-минорные смешения достигают наибольшей густоты и сочности, распространяясь на соотношения и тональностей, и аккордов, и мелодич. оборотов (см. нотный пример). Наслаиваясь друг на друга, отношения М.-м. порождают типичные для эпохи терцовые цепи (напр., замкнутое секвентное последование трезвучий, отстоящих на большую терцию друг от друга, в I части «Антара» Римского-Корсакова). В музыке 20 в. М.-м. используется как нормативное средство наряду с ещё более расширенной хроматич. системой (у С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, П. Хиндемита и др. композиторов).
Как особая ладовая система М.-м. был теоретически осознан в конце 19 – первой половине 20 вв. Теоретики первой половины и середины 19 в. (Г. Вебер, А. Б. Маркс) понимали лад строго диатонически, трактуя элементы «противолада» как выход за пределы системы («leiterfremde» – «чуждые гамме», по нем. терминологии). В теории тональности Ф. Ж. Фетиса элементы М.-м. описываются в терминах «плюритональности», «омнитональности». X. Риман, говоря о «смешанных наклонениях» и называя их «минор-мажором» и «мажор-минором», имел в виду очень ограниченные виды таких смешений (напр., минорную субдоминанту в мажоре). Развёрнутое учение о М.-м. имеется у Ф. О. Геварта. В рус. лит-ре идея М.-м. появляется у Б. Л. Яворского (термины: первоначально «мажоро-минорный», впоследствии – «цепной лад»). Сходную с Гевартом теорию М.-м. выдвинул Г. Л. Катуар (под назв. «мажоро-минорная десятитонная система») и развил далее И. В. Способин.