Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОЗЛО́ВСКИЙ АЛЕКСЕЙ ФЁДОРОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2019 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. В. Фраёнова

КОЗЛО́ВСКИЙ Алек­сей Фё­до­ро­вич [2(15).10.1905, Ки­ев – 9.1.1977, Таш­кент], российский ком­по­зи­тор, ди­ри­жёр, народный артист Узбекской ССР (1955). Сын учителя гимназии. С 1923 в Москве. В 1931 окон­чил Московскую консерваторию по клас­су Н. Я. Мя­с­ков­ско­го  (полифонию изучал у Н. С. Жиляева, инструментовку – у С. Н. Василенко). В течение 3 лет брал уроки дирижирования у А. Б. Хессина. В 1931–33 ди­ри­жёр Опер­но­го те­ат­ра имени К. С. Ста­ни­слав­ско­го в Мо­ск­ве. В 1936 со­слан на 3 года в Таш­кент, где  ос­та­вал­ся до кон­ца жиз­ни. Изу­чал фольк­лор и профессиональную му­зы­ку уст­ной тра­ди­ции на­ро­дов Уз­бе­ки­ста­на (в том числе за­пи­сы­вал пес­ни в ис­пол­не­нии Х. На­сы­ро­вой, ко­то­рая в даль­ней­шем вклю­чи­ла в свой ре­пер­ту­ар его про­из­ве­де­ния). В 1938–41 ди­ри­жёр Узбекского те­ат­ра опе­ры и ба­ле­та, в 1949–63 главный ди­ри­жёр и художественный руководитель Сим­фо­ни­че­ско­го ор­ке­ст­ра Узбекской фи­лар­мо­нии. С 1943 пре­по­да­вал в Таш­кент­ской консерватории, с 1957 профессор по клас­сам ком­по­зи­ции и ди­ри­жи­ро­ва­ния, в 1949–54 и с 1962 заведующий ка­фед­рой ком­по­зи­ции, с 1972 – ин­ст­ру­мен­тов­ки. В твор­че­ст­ве К. ор­га­нич­но со­еди­ни­лись тра­ди­ции русской (Н. А. Рим­ский-Кор­са­ков, М. П. Му­сорг­ский) и западно-ев­ропейской (К. Де­бюс­си, М. Ра­вель) му­зы­ки и осо­бен­но­сти му­зы­ки на­ро­дов Средней Азии. К.  мас­тер ор­ке­ст­ров­ки, кон­тра­пунк­та, тон­кий сти­лист. Соз­дал ряд со­чи­не­ний для те­ат­ра (ав­тор либ­рет­то – же­на ком­по­зи­то­ра Г. Л. Ге­рус-Коз­лов­ская, 1906–91). Глав­ное из них – опе­ра «Улуг­бек» – о среднеазиатском учёном Улугбеке (1942, 2-я ред. 1958, обе поставлены в Таш­кен­те). Сре­ди других про­из­ве­де­ний: по­эма для го­ло­са с сим­фо­ническим ор­ке­ст­ром «Та­но­вар» (на те­му любовной женской пес­ни, 1938), пе­ре­ра­бо­тан­ная в сим­фо­ническую по­эму (1951), на ос­но­ве ко­то­рой был на­пи­сан од­но­имённый ба­лет (поставлен в 1971 в Ташкенте); музыкальные дра­мы; ора­то­рии «По про­чте­нии Ай­ни» (1951), «Дас­тан» (1954); му­зы­ка к спек­так­лям и филь­мам; фортепианные про­из­ве­де­ния (в том числе более 200 фуг), об­ра­бот­ки узбекских, китайских пе­сен. С 1940-х гг. со­чи­нял му­зы­ку на сти­хи А. А. Ах­ма­то­вой (ему по­свя­ще­но стихотворение «Яв­ле­ние лу­ны» из цик­ла «Лу­на в зе­ни­те», 1944).

Государственная премия Узбекской ССР (1973). Награждён орденом Ленина (1959).

Лит.: Вы­зго Т. С. А. Коз­лов­ский. М., 1966; Кац Б. А., Ти­мен­чик Р. Д. А. Ах­ма­то­ва и му­зы­ка. Л., 1989; А. и Г. Коз­лов­ские: [Бе­се­да с В. Д. Ду­ва­ки­ным] // А. Ах­ма­то­ва в за­пи­сях В. Д. Ду­ва­ки­на. М., 1999; Козловская Г. Сорок лет в солнечном краю // Козловская Г.  Шахерезада: тысяча и одно воспоминание. М., 2015. С. 65–168.

Вернуться к началу