Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВА́ЛЬТЕР ИОГАНН

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

ВА́ЛЬТЕР (Walter, Walther; настоящая фамилия Бланкенмюллер, Blanckenmüller) Иоганн (1496, Кала, Тюрингия  25.3.1570, Торгау), немецкий композитор, теоретик музыки, поэт. Соратник М. Лютера. Считается первым кантором лютеранской церкви в Германии. В 1521–25 певчий придворной капеллы курфюрста Саксонского Фридриха III (правил в 1486–1525). Предположительно в 1522 или 1523 познакомился с Лютером, который оказал решающее влияние на религиозные взгляды Вальтера. Под руководством Лютера В. занялся организацией обиходного певческого репертуара для новой церкви. Составленная им «Книжечка духовных песен» («Geystliche gesangk Buchleyn»)  первый в истории сборник хоровых (3-, 4- и 5-голосных) обработок лютеранских церковных песен (всего 43; авторы – поэты и композиторы  в сборнике не указаны, однако в отношении некоторых песен авторство Лютера и В. считается безусловно установленным). Впервые опубликованная в 1524 в Виттенберге, с нравоучительным предисловием Лютера, «Книжечка…» сразу завоевала популярность. Ф. Меланхтон в 1526 писал, что В. «создал гимны, которые пользуются такой популярностью в наши дни», а в 1527, что музыка В. «это то, что больше всего поют в Виттенберге». Песенник неоднократно переиздавался с расширениями и обновлениями (3-е изд.  около 1528; 6-е изд. под названием «Виттенбергский песенник»  1551). В 1525 В. консультировал Лютера при написании последним программного труда «Немецкая месса». В 1526-48 жил преимущественно в Торгау, где учил хоровому пению мальчиков, в 1532 получил права гражданина города, с 1535 возглавил там собственную певческую школу (Kantorei), которая принимала участие во всех публичных городских мероприятиях. В 1548–54 жил в Дрездене, служил капельмейстром Саксонской придворной капеллы, где, по-видимому, также внедрял протестантскую церковную песню. Отошёл от дел в 1554, остаток жизни прожил в Торгау.

Автор 2 стихотворных трактатов о музыке, значимых для изучения музыкальных взглядов М. Лютера и музыки в лютеранской церкви в целом. Первый из них – «Хвала и слава высокочтимому искусству музыки» («Lob und Preis der löblichen Kunst Musica», Виттенберг, 1538), к которому  Лютер написал стихотворное предисловие (ныне известно под названием «Frau Musica»). Второй  «Хвала и слава небесному искусству музыки» («Lob und Preis der himmlischen Kunst Musica», там же, 1564), состоящий из 56 строф, представляет собой акростихи на MUSICA или ACISUM (инвертированная форма того же слова); В. предпослал ему свой немецкий перевод трактата Лютера «Encomion musices» (ныне установлено, что при переводе с латыни В. допустил чрезвычайные вольности, так что фактически этот немецкий текст – совместное сочинение Лютера и В.).

Музыкальные сочинения В. в разных жанрах хоровой духовной музыки (8 магнификатов, «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну», мотеты) не получили признания, подобного «Книжечке духовных песен».

Лит.: Blankenburg W. Überlieferung und Textgeschichte von Martin Luthers «Encomion musices» // Luther-Jarbuch 39 (1972); Blankenburg W. Johann Walter. Leben und Werk. Tutzing: Schneider, 1991.

  • ВА́ЛЬТЕР ИОГАНН Иоганн (1496–1570), немецкий композитор, теоретик музыки, поэт (2015)
Вернуться к началу