Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШТЕ́ЙБЕЛЬТ ДАНИЭЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 117

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ШТЕ́ЙБЕЛЬТ (Steibelt) Да­ни­эль [22.10.1765, Бер­лин – 20.9(2.10).1823, С.-Пе­тер­бург], нем. пиа­нист, ком­по­зи­тор. Уче­ник И. Ф. Кирн­бер­ге­ра. С 1790 жил в Па­ри­же, в 1793 здесь по­став­ле­на его пер­вая и са­мая из­вест­ная опе­ра «Ро­мео и Джуль­ет­та» (те­атр «Фей­до»). До 1809 с ус­пе­хом вы­сту­пал как пиа­нист и ком­по­зи­тор в го­ро­дах Ев­ро­пы, пе­рио­ди­че­ски воз­вра­ща­ясь в Па­риж; в 1797 дал свой пер­вый кон­церт в Лон­до­не, в 1798 в те­ат­ре «Ко­вент-Гар­ден» впер­вые по­став­ле­на его опе­ра-пас­тич­чо «Аль­берт и Аде­лаи­да». С 1809 жил в С.-Пе­тер­бур­ге, ру­ко­во­дил при­двор­ной Франц. опе­рой. Ав­тор ок. 10 опер (вклю­чая ин­тер­ме­дии и пас­тич­чо) и 5 ба­ле­тов, из них в С.-Пе­тер­бур­ге бы­ли по­став­ле­ны опе­ры «Зо­луш­ка» (1810), «Ва­ви­лон­ская прин­цес­са» (1812, ди­ри­жи­ро­вал ав­тор; на­пи­са­на в 1808 для Па­ри­жа), ба­лет «Глу­пый ры­царь» (ок. 1810) и др. Наи­бо­лее зна­чи­те­лен его вклад в фп. му­зы­ку: 8 кон­цер­тов (1796–1820; из них из­вест­но­стью поль­зо­вал­ся 3-й – «Гро­за», 1799), ка­мер­ные ан­самб­ли, мно­го­числ. со­на­ты, разл. са­лон­ные пье­сы и этю­ды. Од­ним из пер­вых Ш. стал ши­ро­ко ис­поль­зо­вать пе­даль, тех­ни­ку пе­да­ли­за­ции опи­сал в кн. «Пол­ная прак­ти­че­ская шко­ла для фор­те­пиа­но» (1805, рус. пер. 1830).

Лит.: Зо­лот­ниц­кая Л. Д. Штей­бельт: В те­ни Бет­хо­ве­на, ме­ж­ду На­по­ле­о­ном и Рос­си­ей. СПб., 2011.

Вернуться к началу