ЧА́ВЕС КАРЛОС
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЧА́ВЕС (Chávez) Карлос (13.6.1899, Мехико – 2.8.1978, там же), мекс. композитор, дирижёр и педагог. Создатель (наряду с С. Ревуэльтасом) совр. композиторской школы Мексики. Обучался игре на фп. у П. Л. Огасона и М. Понсе, композицию изучал самостоятельно. В 1928 основал Мекс. симфонич. оркестр (с 1949 Нац. симфонич. оркестр Мексики), руководил им до 1949. Директор Нац. конс. (1928–34), где преподавал композицию и дирижирование (до 1964, с перерывами), среди учеников – композиторы Д. Аяла Перес (Айяла Перес), Б. Галиндо Димас, X. П. Монкайо и С. Контрерас, дирижёр Э. Мата. В 1947–52 директор Нац. ин-та изящных искусств и лит-ры. В 1970–73 руководил междунар. фестивалем совр. музыки в Аптосе (штат Калифорния, США), в 1970–75 читал лекции в ун-тах Великобритании и США.
Автор оперы «Панфило и Лауретта» (1957, Нью-Йорк), балетов «Четыре солнца» (созд. в 1925, пост. в 1951, Мехико), «Лошадиные силы» (1932, Филадельфия) и «Дочь Колхиды» (1946, Нью-Йорк), 7 симфоний (1933–61), инструментальных концертов, хоровой и камерной музыки (Токката для ансамбля ударных инструментов, 1942). Для раннего и зрелого творчества характерен индихенизм – обращение к сюжетам из древней истории Мексики, включение в партитуры индейских мелодий и муз. инструментов. «Индейская симфония» (1936) и «Хочипилли» (1940, по имени ацтекского бога цветов, песен и танцев) для ансамбля духовых и ударных поныне сохраняют популярность. Поздним сочинениям («симфоническая ода» «Клио», 1969; «Initium», 1971; Концерт для тромбона с оркестром, 1976) свойственны черты рационализма и академизма.