Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЦИКЛИ́ЧЕСКИЕ ФО́РМЫ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 332

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЦИКЛИ́ЧЕСКИЕ ФО́РМЫ, цик­лы, му­зы­каль­ные фор­мы, со­стоя­щие из не­сколь­ких свя­зан­ных един­ст­вом за­мыс­ла, са­мо­стоя­тель­ных по строе­нию час­тей. Важ­ней­шие цик­лы – сю­ит­ный (сюи­та) и со­нат­но-сим­фо­ни­че­ский (сим­фо­ния, со­на­та, квар­тет). Чер­ты цик­ла при­су­щи мн. сво­бод­ным и сме­шан­ным фор­мам. Цик­лы ти­па «пре­лю­дия – фу­га» мо­гут объ­е­ди­нять­ся в бо­лее круп­ные (напр., «Хо­ро­шо тем­пе­ри­ро­ван­ный кла­вир» И. С. Ба­ха), где их че­ре­до­ва­ние под­чи­не­но из­бран­но­му ком­по­зи­то­ром по­ряд­ку то­наль­ных со­от­но­ше­ний. Во­каль­ные и хо­ро­вые цик­лы 19–20 вв. – сю­жет­ные («Пре­крас­ная мель­ни­чи­ха» Ф. Шу­бер­та) и бес­сю­жет­ные («Эс­тон­ские ка­лен­дар­ные пес­ни» В. Тор­ми­са), с бо́ль­шим или мень­шим ко­ли­че­ст­вом час­тей. Встре­ча­ют­ся Ц. ф., по­стро­ен­ные по спе­ци­аль­но изо­бре­тён­но­му прин­ци­пу («Lu­dus tonalis» П. Хин­де­ми­та; Пре­лю­дия, хо­рал и фу­га С. Фран­ка).

Вернуться к началу