Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВА́ЛЬХА ХЕЛЬМУТ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

ВА́ЛЬХА (Walcha) Хельмут (27.10.1907, Лейпциг — 11.8.1991, Франкфурт-на-Майне), немецкий органист. В возрасте 16 лет потерял зрение. В 1927 окончил Лейпцигскую консерваторию по классу органа у Г. Рамина; в 1927–29 был его ассистентом в Томаскирхе. С 1929 жил во Франкфурте. В 1929–44 работал органистом Фриденскирхе, регулярно выступал там с концертами. В 1946–81 органист Драйкёнигскирхе, где организовал регулярные воскресные концерты. В 1933–38 преподавал игру на органе в Консерватории Хоха, в 1938–72 профессор Франкфуртской высшей школы музыки (с 1946 возглавлял факультет церковной музыки).

В. – один из крупнейших в 20 в. интерпретаторов и пропагандистов органной музыки И. С. Баха. Будучи видным представителем движения за восстановление подлинного звучания органной музыки старых мастеров (нем. Orgelbewegung), предпочитал исполнять музыку Баха на т. н. исторических органах: например, на органе А. Шнитгера в Санкт-Петер-унд-Пауль-кирхе в Каппеле (Нижняя Саксония; 1680), на органе Ф. К. Шнитгера в церкви Синт-Лауренс в Алкмаре (Нидерланды; 1725) и др. Давал концерты музыки Баха в разных городах Германии и Европы (в т. ч. с 1955 в Лондоне), обрабатывал для органа и издавал его сочинения («Музыкальное приношение», 1964; «Искусство фуги», 1967), дважды осуществил аудиозапись всех его органных сочинений (моно – 1947–52; стерео – 1956–71). В. играл и записывал редко звучащую органную музыку Н. Брунса, Д. Букстехуде, В. Любека, Ф. Тундера, С. Шейдта и др.  старых мастеров. Совместно с Г. Шерингом записал (на клавесине) сонаты Баха для скрипки и клавира (BWV 1014–1019).

Лит.: Bachstunden: Festschrift für Helmut Walcha zum 70. Geburtstag… / hrsg. W. Dehnhard u. G. Ritter. Frankfurt, 1978; Coppey J.,  Kunz J.-W. Helmut Walcha: nuit de lumière. Colmar, 2004.

Вернуться к началу