Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СПИНЕ́Т

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 71

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. Ю. Голдобин
Спинет работы венецианского мастера Доменика Венета. 1566. Немецкий национальный музей (Нюрнберг).

СПИНЕ́Т (англ. spinet, итал. spineta, spi­netta), струн­но-кла­виш­ный му­зы­каль­ный ин­ст­ру­мент; ма­лая раз­но­вид­ность кла­ве­си­на. Тер­ми­ном «С.» обо­зна­ча­ют ин­ст­ру­мен­ты двух ви­дов: с кор­пу­сом пря­мо- и мно­го­уголь­ной фор­мы (то же, что вирд­жи­нал); с кор­пу­сом тре­уголь­ной и кры­ло­вид­ной фор­мы. С., как пра­ви­ло, име­ют од­ну кла­виа­ту­ру – ма­ну­ал, ка­ж­дая кла­ви­ша управ­ля­ет од­ной стру­ной. Ме­ха­низм зву­ко­из­вле­че­ния, сис­те­мы на­строй­ки, но­та­ция, тех­ни­ка иг­ры, ре­пер­ту­ар ана­ло­гич­ны кла­ве­син­ным. Назв. «С.» пред­по­ло­жи­тель­но объ­яс­ня­ет­ся сход­ст­вом плек­тров ин­ст­ру­мен­та с ши­па­ми (от итал. spina – шип, ко­люч­ка). Рас­про­стра­нён в стра­нах Зап. Ев­ро­пы в кон. 15 – нач. 19 вв. Са­мый ран­ний из со­хра­нив­ших­ся С. от­но­сит­ся к 1493 (на­хо­дит­ся в Пе­руд­же, Ита­лия). Пе­ри­од 16 – 1-я пол. 17 вв. на­зы­ва­ет­ся «ве­ком спи­не­та», ко­гда он при­об­рёл гла­вен­ст­вую­щую роль сре­ди всех струн­но-кла­виш­ных ин­ст­ру­мен­тов; ис­поль­зо­вал­ся для соль­ной и ан­самб­ле­вой иг­ры. Мн. С. име­ли бо­га­тое внеш­нее оформ­ле­ние и це­ни­лись как пред­ме­ты рос­ко­ши.

Вернуться к началу