СХАТ ПЕТЕР
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СХАТ (Schat) Петер (5.6.1935, Утрехт – 3.2.2003, Амстердам), нидерландский композитор и музыкальный писатель. В 1952–58 учился в Утрехтской (класс фортепиано Я. Калленбаха) и Гаагской (класс композиции К. ван Барена) консерваториях. В 1960–61 стажировался у П. Булеза в Базеле. Один из основателей Студии электроинструментальной музыки в Амстердаме (STEIM; 1967). В 1974–83 преподавал композицию в Гаагской консерватории. С., использовавший в своей музыке различные техники композиции 20 в. (додекафонию, сериализм, сонорику, открытую форму и др.), в Нидерландах считался одним из ведущих представителей музыкального авангарда своего поколения; среди сочинений: Октет (1958), «Импровизации и симфонии» для квинтета деревянных духовых (1960), «Лабиринт» (жанр обозначен автором как «род оперы»; либретто по роману Л. П. Бона «Райская птица»; Голландский фестиваль, Амстердам, 1966). В конце 1960-х гг. отошёл от крайностей авангарда, стал придавать значение тематизму в традиционном смысле, изобрёл собственную разновидность серийной техники, которую назвал «звукочасовой тональностью» (toonklok; имеются в виду 12 заданных трихордов с последующими полифоническими изменениями, по аналогии с 12 цифрами часового циферблата). Кантата «Тебе» для меццо-сопрано, 4 фортепиано, ансамбля электромузыкальных инструментов и игрушечных волчков (на стихи А. Митчелла, 1972) включает элементы западной поп-музыки и заканчивается до-мажорным трезвучием. Ряд сочинений посвящён событиям политической жизни: «Canto general» для меццо-сопрано, скрипки и фортепиано на стихи П. Неруды (1974) – памяти С. Альенде, фортепианный Полонез (1981) – восстанию польских рабочих на судоверфях Гданьска в 1980, оркестровые вариации «Небеса» (1990) – памяти жертв Тяньаньмыньских событий. В поздней опере «Пир» (либретто Г. Комрея; Амстердам, 1994) постмодернистские фантазии на тему «вынужденного самоубийства» П. И. Чайковского причудливо соединяются с фрагментами платоновского «Пира», а цитаты из музыки Чайковского – со «звукочасовой тональностью» и банальными джазовыми мелодико-гармоническими клише. Автор книги «Хроматический мир. Отчёт путешествующего музыканта» (1988), многих эссе по проблемам теории и эстетики современной музыки.
Лит. соч.: De wereld chromatisch: Een muzikaal reisverslag. [Amst.], 1988; The tone clock. Chur, 1993.