Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

А́ДАМС

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Стеклова

А́ДАМС (Adams) Джон Лютер (р. 23.1.1953, Меридиан, штат Миссисипи), американский композитор и музыкальный писатель. Музыкальную карьеру начинал как ударник в рок-группах. В 1973 окончил Калифорнийский институт искусств (частный, находится близ г. Санта-Кларита), где изучал композицию у Дж. Тенни и Л. Стайна. В 1978–2014 жил в штате Аляска. На рубеже 1970-х – 1980-х гг. руководил экологической организацией, активно участвовал в природоохранных кампаниях. В 1982–87 литаврист симфонического оркестра г. Фэрбанкс. Как композитор в годы формирования испытал влияние Дж. Кейджа, М. Фелдмана, Л. Харрисона. Последовательно развивал концепцию «звуковой географии» Аляски – музыкальной реконструкции определённого места: от описательной имитации архетипических для места звуков-символов [цикл миниатюр для флейт пикколо и ударных «Песни певчих птиц» («Songbirdsongs», 1979)], через обогащение их концептуализмом [включение записей звуков природы и фольклора в опере «Земля и великолепная погода» (Фэрбанкс, 1993)], к оперирующей абстрактными свойствами места алгоритмической композиции (начиная с сочинения для ударных «Странный и святой шум», 1997) с опорой на современные информационные технологии и математический аппарат (теория хаоса, фрактальная геометрия и др.). В зрелых работах место мелодий в привычном смысле занимают сонорные пласты, характерно сочетание внеличностного конструктивистского подхода с благозвучностью, медленное развёртывание нескольких автономных слоёв материала. В 1998–2002 преподавал композицию в Оберлинской консерватории (штат Огайо). В 1998–2001 президент Американского музыкального центра (некоммерческая организация для пропаганды новой американской музыки). Автор звуковых инсталляций, из которых наиболее известна светозвуковая среда «Место, куда ты идёшь слушать» (Фэрбанкс, 2007), где музыкальные события генерируются в реальном времени в зависимости от природных (сейсмологических, метеорологических, геомагнетических) событий. Свои воззрения на музыку изложил в книгах «Зимняя музыка: сочиняя север» (2004), «Место, куда ты идёшь слушать: в поисках экологии музыки» (2009) и др.

За оркестровую пьесу «Станем океаном» («Become Ocean») удостоен Пулитцеровской премии (2014) и премии «Грэмми» (2015). 

Лит.: The farthest place. The music of John Luther Adams / Ed. by B. Herzogenrath. Boston, 2011. 

Вернуться к началу