НИ́ЛЬСЕН КАРЛ АВГУСТ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НИ́ЛЬСЕН (Nielsen) Карл Август (9.6.1865, дер. Нёрре-Линдельсе, близ Оденсе – 3.10.1931, Копенгаген), дат. композитор, дирижёр, педагог; основоположник дат. музыки 20 в. Сын маляра. В 1879 горнист и тромбонист в воен. оркестре Оденсе. В 1884–86 учился в Копенгагенской конс. по классу скрипки В. Тофте, теорию музыки изучал у Й. П. Э. Хартмана, гармонию и контрапункт – у О. Розенхофа, историю музыки – у Н. Гаде. В 1890–91 стажировался как композитор в Германии и Австрии, изучал совр. музыку. В 1891 в Париже познакомился с дат. скульптором Анной Марией Бродерсен (1863–1945), на которой в том же году женился. Дебютировал как дирижёр в 1888 в Оденсе (исполнил свою Сюиту для струнных). В 1889–1905 скрипач, в 1908–14 второй дирижёр оркестра Королевской оперы (Копенгаген); в 1906 дирижировал премьерой своей оперы «Маскарад» (либр. В. Андерсена по одноим. комедии Л. Хольберга). В 1915–1927 (с перерывами) дирижировал сезонными концертами в копенгагенском Муз. об-ве.
В 1897–1904 («психологический период» в творчестве Н., по определению зап. музыковедов) создал кантаты «Hymnus amoris» (1897) и «Сон» (1904), оперу «Саул и Давид», 2-ю симфонию «Четыре темперамента» (обе 1902). Под впечатлением поездки в Грецию (1904) сочинил увертюру «Гелиос» (изображает восход и заход солнца над Эгейским морем). Известность композитору принесли 3-я симфония («Sinfonia espansiva») и Концерт для скрипки с оркестром (оба 1911). Как высшие достижения творчества Н. в целом ныне расцениваются 4-я («Неугасимая», 1916; в авторском эпиграфе «Музыка есть жизнь, и, подобно ей, неугасима» подразумевается неугасимая в человеке воля к жизни) и 5-я (1922) симфонии. Последние крупные сочинения: 6-я симфония («Простая», 1925), концерты для флейты (1926) и кларнета (1928) с оркестром, 3 мотета на тексты лат. псалмов (1929), большая (с двумя фугами) органная фантазия «Commotio» (1931). Творчество Н. принадлежит позднему романтизму. Гармонический стиль за редкими исключениями не выходит за рамки расширенной мажорно-минорной тональности с характерным для неё активным модуляционным движением [исследователь творчества композитора Р. Симпсон назвал такую форму тональности «прогрессирующей» (progressive)], элементами политональности и вкраплениями модализмов (музыка к пьесе «Аладдин», 1919). Мастерство композитора проявилось в инструментовке (драматич. «битва литавр» в финале 4-й симфонии; колористика симфонич. поэмы «Пан и Сиринга», 1918), в технически безупречной разработке мелодич. материала – как средствами контрапункта (скерцо 5-й симфонии), так и на основе остинато (I часть той же симфонии). Нац. тема не доминирует, однако занимает важное место в вокальной музыке (светские и паралитургические песни на дат. яз., обработки нар. мелодий) и в инструментальных программных сочинениях (увертюра «Воображаемое путешествие на Фарерские острова», 1927, и др.). Общий «скандинавский дух» проявляет себя в особом размеренном ощущении муз. времени (обстоятельное и даже скрупулёзное развёртывание мелодич. материала, подчас в ущерб динамике), в позитивном мироощущении (оптимистич. драматургич. концепция в сочинениях крупной формы), эмоциональной сдержанности.
В 1916–19 преподавал теорию музыки и композицию в Копенгагенской конс., в 1931 назначен её директором. Среди учеников: П. Ширбек, К. Еппесен, Й. Бентсон, М. Вёльдике. На протяжении ряда лет писал муз.-критич. статьи, в которых, в частности, критиковал пренебрежительное отношение авангардистов к выразительной мелодии (опубликовал их в сб. «Живая музыка», 1925).
Мировая слава пришла к Н. после смерти. Его музыку на Западе пропагандировал Л. Бернстайн, в России – Г. Н. Рождественский. В 1973 дат. дирижёр О. Шмидт впервые осуществил полную запись всех шести симфоний. С 1980 проводится междунар. муз. конкурс имени Н. В 1988 в Оденсе открыт Музей Н. В 1998–2009 в Копенгагене вышло академич. издание полного собрания сочинений в 32 томах.