«ЛА МОННЕ́»
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«ЛА МОННЕ́» [франц. La Monnaie; офиц. назв. – «Театр рояль де ла Монне», «Конинклейке мюнтсаувбург» (франц. «Théâtre Royal de La Monnaie», голл. «Koninklijke Muntschouwburg»; букв. – Королевский театр монетного двора)], крупнейший оперный театр Бельгии. Одна из самых престижных мировых оперных сцен. Первое здание театра возведено в 1700 (архитекторы Паоло и Пьетро Бецци) на месте монетного двора (отсюда назв. «Ла Монне»). Современное здание построено в 1819 (архитектор Л. Дамем), после пожара 1855 реконструировано (архитектор Ж. Пёлар), открыто в 1856, позднее неоднократно реставрировалось; современный зал рассчитан на 1700 мест.
В 18–19 вв. ставились преимущественно французские, со 2-й половины 19 в. также итальянские оперы. Важным событием в истории театра была постановка оперы «Немая из Портичи» Д. Ф. Э. Обера (1830), воспринятая публикой как призыв к восстанию (см. Бельгийская революция 1830). В «Ла Монне» впервые поставлены оперы: «Иродиада» Ж. Массне (1881), «Гвендолина» Э. Шабрие (1886), «Король Артюс» Э. Шоссона (1903), «Чужестранец» (1903) и «Колокольный звон» (1912) В. д’Энди, «Несчастья Орфея» Д. Мийо (1926), «Антигона» А. Онеггера (1927), «Игрок» С. С. Прокофьева (1929). До национализации театра в 1963 все оперы ставились на французском языке, затем – на языке оригинала. Наряду с классическими в репертуар входят современные оперы (например, «Смерть Клингхоффера» Дж. Адамса, 1991). С начала 1990-х гг. постановки барочных опер осуществляются в духе аутентичного исполнительства (в том числе под управлением Р. Якобса).
Балеты в 18 в. ставились в основном на музыку французских и италальянских композиторов. Большое значение имела деятельность Ж. А. Петипа (1-я пол. 19 в.), который пополнил репертуар и основал в 1826–1827 Консерваторию танца. Среди постановок: «Маскарад пленных принцесс» Дж. Ф. Малипьеро (1924, хореограф А. Прюньер), «Франческа да Римини» на музыку П. И. Чайковского (1956, хореограф А. Леклер), «Чудесный мандарин» Б. Бартока (1961, хореограф Д. Парлич). Новый этап связан с творчеством М. Бежара; после премьеры в 1959 «Весны священной» И. Ф. Стравинского его постановки, созданные для труппы «Балет XX века», шли в «Ла Монне» около 20 лет.
На сцене «Ла Монне» гастролируют известные певцы, симфонические оркестры, танцевальные коллективы, камерные ансамбли. Среди музыкальных руководителей театра – А. Паппано (1992–2002), Кадзуси Оно (2002–07).