ЛУРЬЕ́ АРТУР СЕРГЕЕВИЧ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛУРЬЕ́ Артур Сергеевич (наст. имя, отчество и фам. Наум Израилевич Лурья) [2(14).5.1891, Пропойск Быховского у. Могилёвской губ., ныне Славгород, Белоруссия – 12.10.1966, Принстон, США], рос. композитор, муз. критик, обществ. деятель. Ранние годы провёл в Одессе. С 1909 жил в С.-Петербурге, до 1917 учился в консерватории по классу фп., участвовал в публичных выступлениях футуристов. В 1918–21 глава Муз. отдела (МУЗО) Наркомпроса. В 1922 выехал в Берлин (в командировку), в Сов. Россию не вернулся. В 1924–41 жил в Париже, примыкал к левому крылу евразийства, редактировал муз. отдел еженедельника «Евразия». С 1941 в США (гражданство с 1947). Был идейно близок И. Ф. Стравинскому, Ж. Маритену, дружил с С. А. Кусевицким.
Лирич. начало, восходящее к музыке С. В. Рахманинова, раннего А. Н. Скрябина и рус. гор. романсу, проявилось в «5 хрупких прелюдиях» для фп. (1910), вокальных сочинениях на стихи А. А. Ахматовой (цикл «Чётки», 1914; «Голос музы», 1919) и достигло вершины в кантате для хора а капелла «В кумирню золотого сна» на стихи А. А. Блока (1919). В фп. циклах «Синтезы» (1914) и «Формы в воздухе» (1915; своего рода аналог кубистической живописи, посвящён П. Пикассо) Л. экспериментировал с формой; второе из названных сочинений нотировано как алеаторическое (графич. запись на нескольких нотных станах, на основе которой исполнитель импровизирует). В 1915 опубл. «Прелюдия для рояля с высшим хроматизмом» (с элементами микрохроматики; для этого и др. сочинений на петерб. фабрике бр. Дидерихс планировалось изготовить спец. инструмент). В «Плаче Богородицы» для меццо-сопрано, скрипки, альта и виолончели (на старофранцузский текст в пер. М. А. Кузмина, 1915) впервые проявился интерес Л. к культуре Средневековья. В сочинениях 1920–30-х гг. радикальные эксперименты в области формы и муз. языка соединились с лиризмом и обращением к старинным жанрам. В «Concerto spirituale» для хора, фп., духовых, контрабасов и литавр (1929), первой («Dialectica», 1930) и второй («Кормчая», 1939) симфониях примечательны полистилистика и элементы минимализма. В «Concerto da camera» для скрипки и струнного оркестра (1947) заметно влияние неоклассицизма И. Ф. Стравинского. Для сцены написаны опера-балет «Пир во время чумы» (на тексты Апулея, Ф. Петрарки и А. С. Пушкина, 1933) и опера «Арап Петра Великого» (по Пушкину, 1961).
Л.-критик – апологет рус. авангарда, который он противопоставлял иск-ву Зап. Европы (плакат-манифест «Мы и Запад», совм. с Г. Б. Якуловым и Б. К. Лившицем, 1914). В рус. муз. традиции находил особую логику гармонии и формы (статьи «Пути русской школы», 1931; «Линии эволюции русской музыки», 1944, и др.). Мемуарные очерки: «Детский рай» (1963, об О. Э. Мандельштаме), «О. А. Глебова-Судейкина» (1967), «Наш марш» (1969, о футуристах).