КРАМ ДЖОРДЖ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРАМ (Crumb) Джордж (р. 24.10.1929, Чарлстон, штат Зап. Виргиния), амер. композитор. Окончил ун-т штата Иллинойс (1953). В 1955–56 стажировался в Высшей школе музыки в Берлине (класс композиции Б. Блахера). Преподавал композицию в ун-тах штатов Колорадо (1959–64) и Пенсильвания (1965–1995), среди учеников – О. Голихов. Представитель авангардизма. Сочинял электронную музыку, использовал т. н. приготовленные муз. инструменты (как европейские, так и «экзотические» – для достижения особых звукоизобразительных эффектов), цитировал сочинения И. С. Баха, Г. Малера и др. композиторов, стилизовал музыку барокко. В исполнение своих сочинений (в т. ч. инструментальных) вносит элемент театральности; напр., «Ночь четырёх лун» для меццо-сопрано, альтовой флейты, банджо, электровиолончели и ударных (1969, вдохновлена полётом астронавтов на корабле «Аполлон-11») исполняется наподобие «Прощальной» симфонии Й. Гайдна (музыканты поочерёдно покидают сцену). Применяет нестандартные формы нотации, которым придано «мистическое» значение; напр., партитура его сочинения «Макрокосм. 12 фантастических пьес по Зодиаку» (1972–73) содержит визуальные символы созвездий. Среди др. сочинений: «Чёрные ангелы» для квартета струнных электроинструментов (1970) – драматич. аллегория войны во Вьетнаме; «Отголоски Времени и Реки» для оркестра (1967); вокальные сочинения (гл. обр. на стихи Ф. Гарсии Лорки), в т. ч. «Древние голоса детей» для меццо-сопрано, дисканта, гобоя, мандолины, арфы, игрушечного и приготовленного фп. и ударных инструментов (1970). В 1997 посетил С.-Петербург, где присутствовал на своих авторских концертах.