Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КА́ЛЬМАН ИМРЕ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 568

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. А. Полётова

КА́ЛЬМАН (Kálmán) Им­ре (наст. имя и фам. Эм­ме­рих Коп­пш­тайн, Kopp­stein) (24.10.1882, Шио­фок, Ав­ст­ро-Венг­рия – 30.10.1953, Па­риж), венг. и австр. ком­по­зи­тор и ди­ри­жёр. Ро­дил­ся в се­мье за­жи­точ­но­го евр. тор­гов­ца, с 1892 жил и учил­ся в Бу­да­пеш­те. В 1897 де­бю­тиро­вал как пиа­нист под псевд. Им­ре Каль­ман, но вско­ре ос­та­вил иг­ру на фп. из-за бо­лез­ни ру­ки. В 1900–04 учил­ся на юри­дич. ф-те Бу­да­пешт­ско­го ун-та, в те же го­ды окон­чил Муз. ака­де­мию по клас­су тео­рии му­зы­ки и ком­по­зи­ции Х. Кёс­лера. В 1904–08 ра­бо­тал муз. кри­ти­ком в газ. «Pesti Napló», со­чи­нял му­зы­ку для ор­ке­ст­ра (в т. ч. сим­фо­нич. по­эма «Са­тур­на­лия», 1904), го­ло­са, для дра­ма­тич. те­ат­ра и ка­баре. Вос­тор­жен­но бы­ла встре­че­на пуб­ли­кой пер­вая опе­рет­та К. – «Осен­ние ма­нёв­ры» (Бу­да­пешт, 1908). В 1908–38 жил в Ве­не, где со­стоя­лись пре­мье­ры опе­ретт К., при­нёс­ших ему ми­ро­вую сла­ву: «Цы­ган-пре­мь­ер» (1912), «Кня­ги­ня чар­да­ша» (1915; на венг. сце­не «Ко­ро­ле­ва чар­да­ша», на рус. сце­не «Силь­ва»), «Фея кар­на­ва­ла» (1917), «Гол­лан­доч­ка» (1920), «Бая­де­ра» (1921), «Гра­фи­ня Ма­ри­ца» (1924), «Прин­цес­са цир­ка» (1926; на рус. сце­не «Мис­тер Икс»), «Чи­каг­ская гер­цо­ги­ня» (1928), «Фи­ал­ка Мон­мар­тра» (1930). В го­ды на­циз­ма про­из­ве­де­ния К. бы­ли за­пре­ще­ны. В 1938 эмиг­ри­ро­вал, с 1940 жил в США (в 1947 по­лу­чил гра­ж­дан­ство), где ра­бо­тал гл. обр. как ди­ри­жёр, на­пи­сал опе­рет­ту «Ма­рин­ка» (на сю­жет из ис­то­рии ди­на­стии Габс­бур­гов; Нью-Йорк, 1945). Вер­нул­ся в Ев­ро­пу в 1949. По­след­нюю опе­рет­ту К. «Ле­ди Ари­зо­ны» за­вер­шил по­сле смер­ти ком­по­зи­то­ра его сын Чарльз Каль­ман.

К. – один из соз­да­те­лей т. н. но­вой вен­ской опе­рет­ты. Его ран­нее твор­че­ст­во ос­но­ва­но на венг. нац. тра­ди­ци­ях, сти­ле вер­бун­кош. Для зре­ло­го пе­рио­да ха­рак­тер­но об­ра­ще­ние к муз. фольк­ло­ру раз­ных стран (К. вво­дил в ор­кестр цим­ба­лы, ги­та­ру, банд­жо и др. нар. ин­ст­ру­мен­ты) при не­пре­мен­ном со­хра­не­нии «вен­ско­го ко­ло­ри­та». Соз­дал тип «нос­таль­ги­че­ской» опе­рет­ты, на­пол­нен­ной ро­ман­тич. вос­по­ми­на­ния­ми, со­еди­няю­щей буф­фо­на­ду с ли­риз­мом и гру­ст­ным юмо­ром. К. тща­тель­но ра­бо­тал над лит. тек­стом (вме­сте с Л. Штай­ном, А. Грюн­валь­дом, Ю. Брам­ме­ром и др.), стре­мясь при­дать либ­рет­то мак­сим. пси­хо­ло­гич. дос­то­вер­ность. В це­лях ди­на­ми­за­ции дей­ст­вия ис­поль­зо­вал тех­ни­ку лейт­мо­ти­вов, сквоз­ные фор­мы ан­самб­лей и хо­ров.

Опе­рет­ты К. ста­вят­ся на мн. сце­нах ми­ра (на рус. сце­не – с 1910-х гг., со зна­чит. из­ме­не­ния­ми в тек­сте и ор­ке­ст­ров­ке), мно­го­крат­но эк­ра­ни­зи­ро­ва­лись и за­пи­сы­ва­лись (с уча­сти­ем А. Моф­фо, А. Ро­тен­бер­гер, Н. Гед­ды, Р. Кол­ло и др. пев­цов). Зна­чит. влия­ние К. ис­пы­та­ла сов. опе­рет­та.

Лит.: Му­са­тов В. И. И. Каль­ман: очерк жиз­ни и твор­че­ст­ва. М., 1978; На­ги­бин Ю. М. Бле­стя­щая и го­ре­ст­ная жизнь И. Каль­ма­на // Му­зы­кан­ты. М., 1986; Вла­ди­мир­ская А. Звезд­ные ча­сы опе­рет­ты. Л., 1991; Дег­тя­ре­ва Н. И. Не­овен­ская опе­рет­та // Ис­то­рия за­ру­беж­ной му­зы­ки. СПб., 2001. Вып. 6; Каль­ман В. Пом­нишь ли ты?... Жизнь И. Каль­ма­на. 2-е изд. М., 2002; Frey St. «Unter Tränen lachen»: E. Kálmán. Eine Operettenbiografie. B., 2003; Weinberger J. E. Kálmán. Zum 50. To­de­stag des Komponisten. Fr./M., 2003; Clarke K. «Im Himmel spielt auch schon die Jazzband»: E. Kálmán und die transatlantische Operette. Hamb., 2007.

Вернуться к началу