КА́ЛЬМАН ИМРЕ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КА́ЛЬМАН (Kálmán) Имре (наст. имя и фам. Эммерих Коппштайн, Koppstein) (24.10.1882, Шиофок, Австро-Венгрия – 30.10.1953, Париж), венг. и австр. композитор и дирижёр. Родился в семье зажиточного евр. торговца, с 1892 жил и учился в Будапеште. В 1897 дебютировал как пианист под псевд. Имре Кальман, но вскоре оставил игру на фп. из-за болезни руки. В 1900–04 учился на юридич. ф-те Будапештского ун-та, в те же годы окончил Муз. академию по классу теории музыки и композиции Х. Кёслера. В 1904–08 работал муз. критиком в газ. «Pesti Napló», сочинял музыку для оркестра (в т. ч. симфонич. поэма «Сатурналия», 1904), голоса, для драматич. театра и кабаре. Восторженно была встречена публикой первая оперетта К. – «Осенние манёвры» (Будапешт, 1908). В 1908–38 жил в Вене, где состоялись премьеры оперетт К., принёсших ему мировую славу: «Цыган-премьер» (1912), «Княгиня чардаша» (1915; на венг. сцене «Королева чардаша», на рус. сцене «Сильва»), «Фея карнавала» (1917), «Голландочка» (1920), «Баядера» (1921), «Графиня Марица» (1924), «Принцесса цирка» (1926; на рус. сцене «Мистер Икс»), «Чикагская герцогиня» (1928), «Фиалка Монмартра» (1930). В годы нацизма произведения К. были запрещены. В 1938 эмигрировал, с 1940 жил в США (в 1947 получил гражданство), где работал гл. обр. как дирижёр, написал оперетту «Маринка» (на сюжет из истории династии Габсбургов; Нью-Йорк, 1945). Вернулся в Европу в 1949. Последнюю оперетту К. «Леди Аризоны» завершил после смерти композитора его сын Чарльз Кальман.
К. – один из создателей т. н. новой венской оперетты. Его раннее творчество основано на венг. нац. традициях, стиле вербункош. Для зрелого периода характерно обращение к муз. фольклору разных стран (К. вводил в оркестр цимбалы, гитару, банджо и др. нар. инструменты) при непременном сохранении «венского колорита». Создал тип «ностальгической» оперетты, наполненной романтич. воспоминаниями, соединяющей буффонаду с лиризмом и грустным юмором. К. тщательно работал над лит. текстом (вместе с Л. Штайном, А. Грюнвальдом, Ю. Браммером и др.), стремясь придать либретто максим. психологич. достоверность. В целях динамизации действия использовал технику лейтмотивов, сквозные формы ансамблей и хоров.
Оперетты К. ставятся на мн. сценах мира (на рус. сцене – с 1910-х гг., со значит. изменениями в тексте и оркестровке), многократно экранизировались и записывались (с участием А. Моффо, А. Ротенбергер, Н. Гедды, Р. Колло и др. певцов). Значит. влияние К. испытала сов. оперетта.