ВАЛТО́РНА
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВАЛТО́РНА (от нем. Waldhorn; букв. – лесной рог), духовой амбушюрный инструмент. Представляет собой длинную (ок. 375 см), тонкую металлич. трубку с мундштуком и широким раструбом, свёрнутую в кольцо в неск. рядов. Входит в оркестровую группу медных духовых (принятое обозначение В. – corno, итал. «рог»).
Предшественник В. – сигнальный рог. В муз. практике В. появилась не ранее 17 в. Первоначально В. были исключительно натуральными (производили обертоны натурального звукоряда) и использовались в разных строях в наборе. Чтобы упростить игру и при смене тональностей не менять инструменты, в 1-й пол. 18 в. начали использовать дополнит. трубки – кроны, которые вставлялись между осн. трубкой и мундштуком и понижали строй на необходимый интервал. Такие В., звук которых отличался блеском и яркостью, применяли композиторы барокко, напр. И. С. Бах («Бранденбургский» концерт № 1); искусство валторнистов в это время достигло высот виртуозности. Ок. 1750, благодаря нововведениям нем. валторниста А. Хампеля (он предложил вставлять кроны в ср. часть осн. трубки и играть, опустив раструб), В. приобрела благородный тембр и внешний облик, близкий современному; такие В. ценили композиторы венской классической школы и композиторы-романтики К. М. фон Вебер, Ф. Мендельсон, М. И. Глинка, Г. Берлиоз и др.
Этапом в истории В. явилось изобретение в нач. 19 в. т. н. вентильного механизма (см. в ст. Вентиль). Среди новых конструкций В. самой перспективной оказалась модель с 3-вентильным механизмом, включающим понижающие звук кроны, благодаря чему стало возможным расширить звукоряд до хроматического. Одним из первых хроматическую (вентильную) В. использовал Р. Вагнер, который нередко соединял хроматические и натуральные В. в одной партитуре. К 1870-м гг. хроматическая В. вытеснила натуральную.
В. – инструмент транспонирующий; до кон. 19 в. использовались разные строи, с кон. 19 в. наиболее употребительна В. в строе «фа» (in F), звучащая на квинту ниже записи в скрипичном ключе и на кварту выше записи в басовом ключе. Совр. В. в строе «фа» имеет полный хроматический звукоряд большого диапазона – от «си» контроктавы до «ре» («фа») 2-й октавы (по звучанию). С 20 в. применяются В. с дополнит. вентилем (т. н. квартвентиль), включающим кроны, которые расширяют возможности игры в высоком регистре.
В симфонич. оркестре используются «хоры валторн», обычно состоящие из 4 («Вальс цветов» в балете «Щелкунчик» П. И. Чайковского) либо 8 («Пляски щеголих» в балете «Весна священная» И. Ф. Стравинского) инструментов. В. часто поручаются кантиленные соло, напр. осн. тема II части 5-й симфонии Чайковского. Образец виртуозного соло, охватывающего весь диапазон, – осн. тема симфонич. поэмы «Тиль Уленшпигель» Р. Штрауса. В 20 в. развилось сольное и ансамблевое исполнительство.