Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВАЛТО́РНА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 545-546

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ВАЛТО́РНА (от нем. Waldhorn; букв. – лес­ной рог), ду­хо­вой ам­бу­шюр­ный ин­ст­ру­мент. Пред­став­ля­ет со­бой длин­ную (ок. 375 см), тон­кую ме­тал­лич. труб­ку с мунд­шту­ком и ши­ро­ким рас­тру­бом, свёр­ну­тую в коль­цо в неск. ря­дов. Вхо­дит в ор­ке­ст­ро­вую груп­пу мед­ных ду­хо­вых (при­ня­тое обо­зна­че­ние В. – corno, итал. «рог»).

Валторна.

Пред­ше­ст­вен­ник В. – сиг­наль­ный рог. В муз. прак­ти­ке В. поя­ви­лась не ра­нее 17 в. Пер­во­на­чаль­но В. бы­ли ис­клю­чи­тель­но на­ту­раль­ны­ми (про­из­во­ди­ли обер­то­ны на­ту­раль­но­го зву­ко­ря­да) и ис­поль­зо­ва­лись в раз­ных стро­ях в на­бо­ре. Что­бы уп­ро­стить иг­ру и при сме­не то­наль­но­стей не ме­нять ин­стру­мен­ты, в 1-й пол. 18 в. на­ча­ли ис­поль­зо­вать до­пол­нит. труб­ки – кро­ны, ко­то­рые встав­ля­лись ме­ж­ду осн. труб­кой и мунд­шту­ком и по­ни­жа­ли строй на не­об­хо­димый ин­тер­вал. Та­кие В., звук ко­торых от­ли­чал­ся бле­ском и яр­ко­стью, при­ме­ня­ли ком­по­зи­то­ры ба­рок­ко, напр. И. С. Бах («Бран­ден­бург­ский» кон­церт № 1); ис­кус­ст­во вал­тор­ни­стов в это вре­мя дос­тиг­ло вы­сот вир­ту­оз­но­сти. Ок. 1750, бла­го­да­ря но­во­вве­де­ни­ям нем. вал­тор­ни­ста А. Хам­пе­ля (он пред­ло­жил встав­лять кро­ны в ср. часть осн. труб­ки и иг­рать, опус­тив рас­труб), В. при­об­ре­ла бла­го­род­ный тембр и внеш­ний об­лик, близ­кий со­вре­мен­но­му; та­кие В. це­ни­ли ком­по­зи­то­ры вен­ской клас­си­че­ской шко­лы и ком­по­зи­то­ры-ро­ман­ти­ки К. М. фон Ве­бер, Ф. Мен­дель­сон, М. И. Глин­ка, Г. Бер­ли­оз и др.

Эта­пом в ис­то­рии В. яви­лось изо­бре­те­ние в нач. 19 в. т. н. вен­тиль­но­го ме­ха­низ­ма (см. в ст. Вен­тиль). Сре­ди но­вых кон­ст­рук­ций В. са­мой пер­спек­тив­ной ока­за­лась мо­дель с 3-вен­тиль­ным ме­ха­низ­мом, вклю­чаю­щим по­ни­жаю­щие звук кро­ны, бла­го­да­ря че­му ста­ло воз­мож­ным рас­ши­рить зву­ко­ряд до хро­ма­ти­че­ско­го. Од­ним из пер­вых хро­ма­ти­че­скую (вен­тиль­ную) В. ис­поль­зо­вал Р. Ваг­нер, ко­то­рый не­ред­ко со­еди­нял хро­ма­ти­че­ские и на­ту­раль­ные В. в од­ной пар­ти­ту­ре. К 1870-м гг. хро­ма­ти­че­ская В. вы­тес­ни­ла на­ту­раль­ную.

В. – ин­ст­ру­мент транс­по­ни­рую­щий; до кон. 19 в. ис­поль­зо­ва­лись раз­ные строи, с кон. 19 в. наи­бо­лее упот­ре­би­тель­на В. в строе «фа» (in F), зву­ча­щая на квин­ту ни­же за­пи­си в скри­пич­ном клю­че и на квар­ту вы­ше за­пи­си в ба­со­вом клю­че. Совр. В. в строе «фа» име­ет пол­ный хро­ма­ти­че­ский зву­ко­ряд боль­шо­го диа­па­зо­на – от «си» кон­трок­та­вы до «ре» («фа») 2-й ок­та­вы (по зву­ча­нию). С 20 в. при­ме­ня­ют­ся В. с до­пол­нит. вен­ти­лем (т. н. кварт­вен­тиль), вклю­чаю­щим кро­ны, ко­то­рые рас­ши­ря­ют воз­мож­но­сти иг­ры в вы­со­ком ре­ги­ст­ре.

В сим­фо­нич. ор­ке­ст­ре ис­поль­зу­ют­ся «хо­ры вал­торн», обыч­но со­стоя­щие из 4 («Вальс цве­тов» в ба­ле­те «Щел­кун­чик» П. И. Чай­ков­ско­го) ли­бо 8 («Пля­ски ще­го­лих» в ба­ле­те «Вес­на свя­щен­ная» И. Ф. Стра­вин­ско­го) ин­ст­ру­мен­тов. В. час­то по­ру­ча­ют­ся кан­ти­лен­ные со­ло, напр. осн. те­ма II час­ти 5-й сим­фо­нии Чай­ков­ско­го. Об­ра­зец вир­ту­оз­но­го со­ло, ох­ва­ты­ваю­ще­го весь диа­па­зон, – осн. те­ма сим­фо­нич. по­эмы «Тиль Улен­шпи­гель» Р. Штрау­са. В 20 в. раз­ви­лось соль­ное и ан­самб­ле­вое ис­пол­ни­тель­ст­во.

Лит.: Ро­галь-Ле­виц­кий Д. Р. Со­вре­мен­ный ор­кестр. М.; Л., 1953. Т. 2; Baines A. Brass instruments: their history and development. N. Y.; L., 1993.

Вернуться к началу