Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭКСПЕДИ́ЦИЯ ПОДВО́ДНЫХ РАБО́Т ОСО́БОГО НАЗНАЧЕ́НИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Военное дело

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 281

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Л. Ташлыков

ЭКСПЕДИ́ЦИЯ ПОДВО́ДНЫХ РАБО́Т ОСО́БОГО НАЗНАЧЕ́НИЯ (ЭПРОН), спец. ор­га­ни­за­ция в СССР для про­ве­де­ния су­до­подъ­ём­ных, ава­рий­но-спа­сат. и под­вод­но-тех­нич. ра­бот на мо­рях, озё­рах и ре­ках. Об­ра­зо­ва­на в кон. 1923, до 1931 на­хо­ди­лась в ве­де­нии ОГПУ, за­тем под­чи­ня­лась Нар­ко­ма­ту пу­тей со­об­ще­ния, с 1936 – Нар­ко­ма­ту вод­но­го транс­пор­та, с 1939 – Нар­ко­ма­ту мор. фло­та. Соз­да­ние ЭПРОН фор­маль­но свя­за­но с по­ис­ка­ми зо­ло­та на за­то­нув­шем во вре­мя Крым­ской вой­ны 1853–55 англ. транс­пор­те «Принс», од­на­ко её дея­тель­ность с са­мо­го на­ча­ла ох­ва­ты­ва­ла ши­ро­кий круг за­дач. В 1920-е гг. осн. за­да­чей яв­лял­ся подъ­ём за­то­нув­ших ко­раб­лей и су­дов. Под эги­дой ЭПРОН бы­ло объ­еди­не­но во­до­лаз­ное и су­до­подъ­ём­ное де­ло на всех мо­рях и ре­ках СССР. С 1931 на неё бы­ли воз­ло­же­ны так­же ава­рий­но-спа­сат., во­до­лаз­но-стро­ит. и опыт­но-под­вод­ные ра­бо­ты. В опе­ра­тив­ном от­но­ше­нии при вы­пол­не­нии ава­рий­но-спа­сат. ра­бот под­чи­ня­лась нар­ко­му по во­ен. и мор. де­лам. В 1930-е гг. боль­шой раз­мах по­лу­чи­ли во­до­лаз­ные, гид­ро­тех­нич. и взрыв­ные ра­бо­ты, вы­пол­няе­мые ЭПРОН при ре­ше­нии во­ен., пром., транс­порт­ных и др. за­дач разл. нар­ко­ма­та­ми и ве­дом­ст­ва­ми СССР. Струк­тура ЭПРОН, ус­та­но­вив­шая­ся к 1935, со­хра­ня­лась без су­щест­вен­ных из­ме­не­ний до на­ча­ла Вел. Отеч. вой­ны, ко­гда она бы­ла под­чи­не­на Нар­ко­ма­ту ВМФ. К это­му вре­ме­ни в ЭПРОН чис­ли­лось св. 3 тыс. чел., в её со­став вхо­ди­ло 5 экс­пе­ди­ций (на ка­ж­дом из фло­тов и Кас­пий­ской фло­ти­лии). Она име­ла под­раз­де­ле­ния в Ле­нин­гра­де, Ар­хан­гель­ске, Ба­ку, Одес­се, Но­во­рос­сий­ске, Ту­ап­се, Кер­чи, Ас­т­ра­ха­ни, Вла­ди­во­сто­ке, Ха­ба­ров­ске. Ко­ра­бель­ный со­став вклю­чал: 28 спа­сат. су­дов, 50 во­до­лаз­ных бо­тов, неск. плав­баз для су­до­подъ­ём­ных ра­бот, барж и др. спе­циа­ли­зир. су­дов. В 1942 ЭПРОН пре­об­ра­зо­ва­на в ава­рий­но-спа­сат. служ­бу ВМФ. За вре­мя дея­тель­но­сти си­ла­ми ЭПРОН про­из­ве­дён подъ­ём 450 ко­раб­лей и су­дов об­щим во­до­из­ме­ще­ни­ем 210 тыс. т, спа­се­но 188 ава­рий­ных су­дов.

Лит.: Чи­кер Н. П. Служ­ба осо­бо­го на­зна­че­ния. М., 1975; Го­лу­бев В. Г. Спа­са­те­ли Во­енно-Мор­ско­го Фло­та. М., 1996; Хри­сто­фо­ров В. К 80-ле­тию Экс­пе­ди­ции под­вод­ных ра­бот осо­бо­го на­зна­че­ния // Мор­ской сбор­ник. 2004. № 2.

Вернуться к началу