ТАНК
-
Рубрика: Военное дело
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТАНК (англ. tank), полностью бронированная гусеничная боевая машина высокой проходимости с мощной пушкой обычно во вращающейся башне, предназначенной в осн. для стрельбы прямой наводкой. Совр. Т. имеют массу 46–62 т, толщину лобовой брони 700–900 мм, скорость движения до 60–70 км/ч, высокий уровень автоматизации боевых процессов; несут разнообразное вооружение – 120–125-мм стабилизиров. пушку, 2–3 пулемёта, ПТРК и др. Для повышения живучести Т. на нём могут применяться противокумулятивные экраны, встроенная динамическая защита, комплекс оптико-электронного подавления, средства для преодоления водных преград, автоматич. система противопожарной защиты. Благодаря этому Т. способны успешно действовать на поле боя под огнём противника и уничтожать противостоящие им боевые средства и живую силу; являются эффективным средством прорыва обороны противника. Состоят на вооружении танковых войск многих государств.
Т. появились в ходе 1-й мировой войны. Однако низкий технич. уровень Т. того времени привёл к тому, что они, хотя и были выпущены до конца войны в достаточно большом количестве (всего ок. 10 тыс. шт.), не смогли оказать решающего влияния на общий её ход. Первые Т. созданы в 1916 в Великобритании и во Франции. Впервые брит. войска применили их на поле боя в операции на р. Сомма (сент. 1916), а французы – в сражении под Краоном (апр. 1917). В Германии первоначально недооценили значения Т., поэтому до конца войны там было выпущено всего ок. 100 машин. Россия, кроме эксперим. образцов, Т. собств. конструкции не имела. В Гражд. войну 1917–22 Т. иностр. произ-ва применялись белогвардейскими войсками (впервые в марте 1919 под Берёзовкой против 1-й Заднепровской дивизии Укр. фронта).
Зарождение отеч. танкостроения относится к нач. 1920-х гг. В предвоенный период создан многочисл. танковый парк (ок. 16 тыс. шт.), основу которого составляли лёгкие Т-26 и БТ (масса 10,5 и 13,8 т соответственно, скорость 30 и 50 км/ч, 45-мм пушка, толщина брони 15–22 мм). В качестве прототипов при их разработке использованы англ. «Виккерс» и амер. «Кристи». В дек. 1939 приняты на вооружение новые оригинальные Т. – средний Т-34 и тяжёлый КВ (КВ-1). К моменту нападения Германии на СССР выпущено 1229 танков Т-34 и 636 КВ-1. Т-34 (гл. конструктор – М. И. Кошкин) стал новым достижением в мировом танкостроении. Оригинальная форма броневой конструкции с большими углами наклона позднее была воспроизведена в др. Т. На Т-34 устанавливалась 76-мм пушка, поражавшая любой Т. того периода. Машина обладала высокими показателями подвижности благодаря мощному дизелю (подавляющее большинство зарубежных Т. имело бензиновые моторы), применению индивидуальной подвески и широких гусениц. Ценными качествами Т-34 были его конструктивная простота и приспособленность к массовому произ-ву. В дек. 1943 огневая мощь Т-34 усилена установкой 85-мм пушки, а лобовая броня корпуса и новой башни доведена до 90 мм. Т-34 впоследствии был признан лучшим средним Т. 2-й мировой войны. Выпуск КВ-1 (Ж. Я. Котин) летом 1942 прекратился, однако работа над созданием более совершенного тяжёлого Т. продолжена: с сер. 1944 началось произ-во ИС-2 и ряда других Т. с увеличенной толщиной брони и мощной пушкой. Лёгкие Т. в годы войны получили огранич. распространение (Т-60, Т-70).
Танки Т-III и Т-IV, с которыми Германия вступила в войну, оказались недостаточно эффективными, и её руководство вынуждено было осуществить перевооружение танкового парка в ходе войны новыми образцами: «Пантера», «Тигр» и «Тигр-II». Они обладали высокой боевой эффективностью, новизной и оригинальностью технич. решений, оснащались совершенными прицелами, а в конце войны – дальномерами и приборами ночного видения. Установленные на этих Т. пушки обеспечивали им преимущество в огневом противоборстве с большинством сов. Т., однако из-за сложности конструкции их выпуск не был налажен в достаточном количестве. В США и Великобритании за годы 2-й мировой войны не создано достаточно совершенных Т., но некоторые технич. решения оказались весьма прогрессивными. Всего в этот период в СССР произведено ок. 104 тыс. Т. и САУ, в Германии – 53,8 тыс., США – 102,5 тыс., Великобритании – 25,2 тыс.
Первым послевоенным сов. Т. стал Т-54 (1946, гл. конструктор – А. А. Морозов). За счёт более рациональной компоновки по сравнению с Т-34 при весьма незначит. увеличении массы (до 36 т) удалось установить 100-мм пушку и довести лобовую броню до 200 мм. Созданы и тяжёлые Т., напр. ИС-4 (Н. Л. Духов), но они не получили значит. распространения, т. к. средние Т. стали приближаться к тяжёлым по огневой мощи и защищённости, поэтому последующие Т. стали называться основными. На Т-54 применён автомат заряжания, который повысил скорострельность и позволил отказаться от заряжающего, что уменьшило размеры башни; дальномер обеспечил высокую точность стрельбы на дальности 2–2,5 км; многослойная броня обеспечила защищённость Т. от кумулятивных боеприпасов. В СССР Т. второго послевоенного поколения (Т-64, Т-72 и Т-80) послужили основой для создания Т-80У (1985; 46 т, газотурбинный двигатель, 70 км/ч, 3 чел.) и рос. Т-90 (1992; масса 46,5 т, дизель, скорость 60 км/ч, экипаж 3 чел.). По многим показателям они продолжают превосходить лучшие зарубежные аналоги – амер. «Абрамс», герм. «Леопард-2», брит. «Челленджер-2», франц. «Леклерк» и др. Т. нового поколения стал рос. Т-14 «Армата».