Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТАНК

  • рубрика

    Рубрика: Военное дело

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 653-654

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ТАНК (англ. tank), пол­но­стью бро­ни­ро­ван­ная гу­се­нич­ная бое­вая ма­ши­на вы­со­кой про­хо­ди­мо­сти с мощ­ной пуш­кой обыч­но во вра­щаю­щей­ся баш­не, пред­на­зна­чен­ной в осн. для стрель­бы пря­мой на­вод­кой. Совр. Т. име­ют мас­су 46–62 т, тол­щи­ну ло­бо­вой бро­ни 700–900 мм, ско­рость дви­же­ния до 60–70 км/ч, вы­со­кий уро­вень ав­то­ма­ти­за­ции бое­вых про­цес­сов; не­сут раз­но­об­раз­ное воо­ру­же­ние – 120–125-мм ста­би­ли­зи­ров. пуш­ку, 2–3 пу­ле­мё­та, ПТРК и др. Для по­вы­ше­ния жи­ву­че­сти Т. на нём мо­гут при­ме­нять­ся про­ти­во­ку­му­ля­тив­ные эк­ра­ны, встро­ен­ная ди­на­ми­че­ская за­щи­та, ком­плекс оп­ти­ко-элек­трон­но­го по­дав­ле­ния, сред­ст­ва для пре­одо­ле­ния вод­ных пре­град, ав­то­ма­тич. сис­те­ма про­ти­во­по­жар­ной за­щи­ты. Бла­го­да­ря это­му Т. спо­соб­ны ус­пеш­но дей­ст­во­вать на по­ле боя под ог­нём про­тив­ни­ка и унич­то­жать про­ти­во­стоя­щие им бое­вые сред­ст­ва и жи­вую си­лу; яв­ля­ют­ся эф­фек­тив­ным сред­ст­вом про­ры­ва обо­ро­ны про­тив­ни­ка. Со­сто­ят на воо­ру­же­нии тан­ко­вых войск мно­гих го­су­дарств.

Т. поя­ви­лись в хо­де 1-й ми­ро­вой вой­ны. Од­на­ко низ­кий тех­нич. уро­вень Т. то­го вре­ме­ни при­вёл к то­му, что они, хо­тя и бы­ли вы­пу­ще­ны до кон­ца вой­ны в дос­та­точ­но боль­шом ко­ли­че­ст­ве (все­го ок. 10 тыс. шт.), не смог­ли ока­зать ре­шаю­ще­го влия­ния на об­щий её ход. Пер­вые Т. соз­да­ны в 1916 в Ве­ли­ко­бри­та­нии и во Фран­ции. Впер­вые брит. вой­ска при­ме­ни­ли их на по­ле боя в опе­ра­ции на р. Сом­ма (сент. 1916), а фран­цу­зы – в сра­же­нии под Крао­ном (апр. 1917). В Гер­ма­нии пер­во­на­чаль­но не­до­оце­ни­ли зна­че­ния Т., по­это­му до кон­ца вой­ны там бы­ло вы­пу­ще­но все­го ок. 100 ма­шин. Рос­сия, кро­ме экс­пе­рим. об­раз­цов, Т. собств. кон­ст­рук­ции не име­ла. В Гражд. вой­ну 1917–22 Т. иностр. произ-ва при­ме­ня­лись бе­ло­гвар­дей­ски­ми вой­ска­ми (впер­вые в мар­те 1919 под Бе­рё­зов­кой про­тив 1-й За­днеп­ров­ской ди­ви­зии Укр. фрон­та).

Танк Т-34-85.

За­ро­ж­де­ние отеч. тан­ко­строе­ния от­но­сит­ся к нач. 1920-х гг. В пред­во­ен­ный пе­ри­од соз­дан мно­го­числ. тан­ко­вый парк (ок. 16 тыс. шт.), ос­но­ву ко­то­ро­го со­став­ля­ли лёг­кие Т-26 и БТ (мас­са 10,5 и 13,8 т со­от­вет­ст­вен­но, ско­рость 30 и 50 км/ч, 45-мм пуш­ка, тол­щи­на бро­ни 15–22 мм). В ка­че­ст­ве про­то­ти­пов при их раз­ра­бот­ке ис­поль­зо­ва­ны англ. «Вик­керс» и амер. «Кри­сти». В дек. 1939 при­ня­ты на воо­ру­же­ние но­вые ори­ги­наль­ные Т. – сред­ний Т-34 и тя­жё­лый КВ (КВ-1). К мо­мен­ту на­па­де­ния Гер­ма­нии на СССР вы­пу­ще­но 1229 тан­ков Т-34 и 636 КВ-1. Т-34 (гл. кон­ст­рук­тор – М. И. Кош­кин) стал но­вым дос­ти­же­ни­ем в ми­ро­вом тан­ко­строе­нии. Ори­ги­наль­ная фор­ма бро­не­вой кон­ст­рук­ции с боль­ши­ми уг­ла­ми на­кло­на позд­нее бы­ла вос­про­из­ве­де­на в др. Т. На Т-34 ус­та­нав­ли­ва­лась 76-мм пуш­ка, по­ра­жав­шая лю­бой Т. то­го пе­рио­да. Ма­ши­на об­ла­да­ла вы­со­ки­ми по­ка­за­те­ля­ми под­виж­но­сти бла­го­да­ря мощ­но­му ди­зе­лю (по­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во за­ру­беж­ных Т. име­ло бен­зи­но­вые мо­то­ры), при­ме­не­нию ин­ди­ви­ду­аль­ной под­вес­ки и ши­ро­ких гу­се­ниц. Цен­ны­ми ка­че­ст­ва­ми Т-34 бы­ли его кон­ст­рук­тив­ная про­сто­та и при­спо­соб­лен­ность к мас­со­во­му про­из-ву. В дек. 1943 ог­не­вая мощь Т-34 уси­ле­на ус­та­нов­кой 85-мм пуш­ки, а ло­бо­вая бро­ня кор­пу­са и но­вой баш­ни до­ве­де­на до 90 мм. Т-34 впо­след­ст­вии был при­знан луч­шим сред­ним Т. 2-й ми­ро­вой вой­ны. Вы­пуск КВ-1 (Ж. Я. Ко­тин) ле­том 1942 пре­кра­тил­ся, од­на­ко ра­бо­та над соз­да­ни­ем бо­лее со­вер­шен­но­го тя­жё­ло­го Т. про­дол­же­на: с сер. 1944 на­ча­лось про­из-во ИС-2 и ря­да дру­гих Т. с уве­ли­чен­ной тол­щи­ной бро­ни и мощ­ной пуш­кой. Лёг­кие Т. в го­ды вой­ны по­лу­чи­ли ог­ра­нич. рас­про­стра­не­ние (Т-60, Т-70).

Тан­ки Т-III и Т-IV, с ко­то­ры­ми Гер­ма­ния всту­пи­ла в вой­ну, ока­за­лись не­дос­та­точ­но эф­фек­тив­ны­ми, и её ру­ко­во­дство вы­ну­ж­де­но бы­ло осу­ще­ст­вить пе­ре­во­ору­же­ние тан­ко­во­го пар­ка в хо­де вой­ны но­вы­ми об­раз­ца­ми: «Пан­те­ра», «Тигр» и «Тигр-II». Они об­ла­да­ли вы­со­кой бое­вой эф­фек­тив­но­стью, но­виз­ной и ори­ги­наль­но­стью тех­нич. ре­ше­ний, ос­на­ща­лись со­вер­шен­ны­ми при­це­ла­ми, а в кон­це вой­ны – даль­но­ме­ра­ми и при­бо­ра­ми ноч­но­го ви­де­ния. Ус­та­нов­лен­ные на этих Т. пуш­ки обес­пе­чи­ва­ли им пре­иму­ще­ст­во в ог­не­вом про­ти­во­бор­ст­ве с боль­шин­ст­вом сов. Т., од­на­ко из-за слож­но­сти кон­ст­рук­ции их вы­пуск не был на­ла­жен в дос­та­точ­ном ко­ли­че­ст­ве. В США и Ве­ли­ко­бри­та­нии за го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны не соз­да­но дос­та­точ­но со­вер­шен­ных Т., но не­ко­то­рые тех­нич. ре­ше­ния ока­за­лись весь­ма про­грес­сив­ны­ми. Все­го в этот пе­ри­од в СССР про­из­ве­де­но ок. 104 тыс. Т. и САУ, в Гер­ма­нии – 53,8 тыс., США – 102,5 тыс., Ве­ли­ко­бри­та­нии – 25,2 тыс.

Танк Т-14 «Армата».

Пер­вым по­сле­во­ен­ным сов. Т. стал Т-54 (1946, гл. кон­ст­рук­тор – А. А. Мо­ро­зов). За счёт бо­лее ра­цио­наль­ной ком­по­нов­ки по срав­не­нию с Т-34 при весь­ма не­зна­чит. уве­ли­че­нии мас­сы (до 36 т) уда­лось ус­та­но­вить 100-мм пуш­ку и до­ве­сти ло­бо­вую бро­ню до 200 мм. Соз­да­ны и тя­жё­лые Т., напр. ИС-4 (Н. Л. Ду­хов), но они не по­лу­чи­ли зна­чит. рас­про­стра­не­ния, т. к. сред­ние Т. ста­ли при­бли­жать­ся к тя­жё­лым по ог­не­вой мо­щи и за­щи­щён­но­сти, по­это­му по­сле­дую­щие Т. ста­ли на­зы­вать­ся ос­нов­ны­ми. На Т-54 при­ме­нён ав­то­мат за­ря­жа­ния, ко­то­рый по­вы­сил ско­ро­стрель­ность и по­зво­лил от­ка­зать­ся от за­ря­жаю­ще­го, что умень­ши­ло раз­ме­ры баш­ни; даль­но­мер обес­пе­чил вы­со­кую точ­ность стрель­бы на даль­но­сти 2–2,5 км; мно­го­слой­ная бро­ня обес­пе­чи­ла за­щи­щён­ность Т. от ку­му­ля­тив­ных бо­е­при­па­сов. В СССР Т. вто­ро­го по­сле­во­ен­но­го по­ко­ле­ния (Т-64, Т-72 и Т-80) по­слу­жи­ли ос­но­вой для соз­да­ния Т-80У (1985; 46 т, га­зо­тур­бин­ный дви­га­тель, 70 км/ч, 3 чел.) и рос. Т-90 (1992; мас­са 46,5 т, ди­зель, ско­рость 60 км/ч, эки­паж 3 чел.). По мно­гим по­ка­за­те­лям они про­дол­жа­ют пре­вос­ходить луч­шие за­ру­беж­ные ана­ло­ги – амер. «Аб­рамс», герм. «Ле­о­пард-2», брит. «Чел­ленд­жер-2», франц. «Лек­лерк» и др. Т. но­во­го по­ко­ле­ния стал рос. Т-14 «Ар­ма­та».

Лит.: Кар­пен­ко А. В. Обо­зре­ние оте­че­ст­вен­ной бро­не­тан­ко­вой тех­ни­ки (1905–1995). СПб., 1996; Шме­лев И. П. Ис­то­рия тан­ка, 1916–1996. М., 1996; Шун­ков В. Н. Тан­ки Вто­рой ми­ро­вой вой­ны. Минск, 1997; Эн­цик­ло­пе­дия тан­ков: Пол­ная эн­цик­ло­пе­дия тан­ков ми­ра, 1915–2000 / Сост. Г. Л. Хо­ляв­ский. Минск, 2006; Чем­бер­лен П., Дойл Х. Пол­ный спра­воч­ник не­мец­ких тан­ков и са­мо­ход­ных ору­дий Вто­рой ми­ро­вой вой­ны. М., 2008; Ба­ря­тин­ский М. Б. Все тан­ки СССР. М., 2013; Фе­до­се­ев С. Л. Все тан­ки Пер­вой ми­ро­вой. М., 2013.

Вернуться к началу