Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТАМО́ЖЕННЫЕ КРЕ́ЙСЕРСКИЕ ФЛОТИ́ЛИИ

  • рубрика

    Рубрика: Военное дело

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 632-633

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ТАМО́ЖЕННЫЕ КРЕ́ЙСЕРСКИЕ ФЛО­ТИ́­ЛИИ, фор­ми­ро­ва­ния ко­раб­лей и су­дов по­гра­нич­ной служ­бы Рос­сии во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв., пред­на­зна­чав­шие­ся для борь­бы с кон­тра­бан­дой в мор­ской та­мо­жен­ной по­ло­се и на по­гра­нич­ных ре­ках. Вна­ча­ле бы­ла об­ра­зо­ва­на Балт. Т. к. ф. в свя­зи с ус­та­нов­ле­ни­ем в 1868 на Бал­тий­ском м. 3-миль­ной мор. та­мо­жен­ной по­ло­сы. Пер­вым суд­ном фло­ти­лии стал во­ен. ко­рабль «Ва­ряг», под­няв­ший в мае 1872 та­мо­жен­ный флаг. К 1880 в её со­став во­шли 3 па­ро­вые шху­ны и 7 бар­ка­сов. В со­от­вет­ст­вии с По­ло­же­ни­ем о Бал­тий­ской та­мо­жен­ной крей­сер­ской фло­ти­лии (ут­вер­жде­но в ию­ле 1873) ко­раб­ли и су­да фло­ти­лии от­но­си­лись к ВМФ, по об­ще­флот­ским во­про­сам эки­па­жи ру­ко­во­дство­ва­лись Мор. ус­та­вом, а по та­мо­жен­ной служ­бе – рас­по­ря­же­ния­ми Мин-ва фи­нан­сов (деп-та та­мо­жен­ных сбо­ров); в во­ен. вре­мя они пе­ре­да­ва­лись мор. ве­дом­ст­ву. Пер­во­на­чаль­но Балт. Т. к. ф. ис­поль­зо­ва­лась цен­тра­ли­зо­ван­но, но в 1883 в це­лях улуч­ше­ния взаи­мо­дей­ст­вия с бе­ре­го­вой стра­жей её су­да бы­ли пе­ре­да­ны в опе­ра­тив­ное под­чи­не­ние нач. та­мо­жен­ных ок­ру­гов. В 1894 фло­ти­лия пе­ре­шла в Отд. кор­пус по­гра­нич­ной стра­жи (ОКПС; ко­раб­ли и су­да по-преж­не­му ос­та­ва­лись в со­ста­ве ВМФ) и пре­об­ра­зо­ва­на в Балт. крей­сер­скую фло­ти­лию. 1(13).12.1897 на её ба­зе соз­да­на фло­ти­лия ОКПС с пол­ным под­чи­не­ни­ем ком. кор­пу­са. В управ­ле­нии ОКПС соз­да­на мор. часть, а сто­ро­же­вые су­да рас­пре­де­ле­ны по бри­га­дам. Ко­манд­ный со­став фло­ти­лии стал ком­плек­то­вать­ся в осн. из от­став­ных офи­це­ров фло­та, ниж­ние чи­ны – из но­во­бран­цев ли­бо воль­но­на­ём­ных. В 1904 для офи­це­ров ус­та­нов­ле­ны во­ин­ские чи­ны, ана­ло­гич­ные ВМФ; при­ве­де­ны в со­от­вет­ст­вие и во­ин­ские зва­ния ниж­них чи­нов. Од­но­вре­мен­но в об­ще­флот­скую фор­му оде­ж­ды вве­де­ны зе­лёные кан­ты и по­лос­ки, та­ким же стал цвет по­гон и пет­лиц мо­ря­ков фло­ти­лии.

Осн. ви­да­ми служ­бы фло­ти­лии бы­ли до­зор, по­иск, пат­ру­ли­ро­ва­ние. Служ­ба ор­га­ни­зо­вы­ва­лась в 3 ли­нии: у по­бе­режья – шлюп­ки, да­лее – ка­те­ра, в мо­ре – ко­раб­ли и су­да. Для свя­зи су­дов с бе­ре­го­вы­ми по­ста­ми ус­та­нов­лен свод сиг­на­лов, по­да­вае­мых фла­га­ми и фо­на­ря­ми. К ле­ту 1914 ко­ра­бель­ный со­став фло­ти­лии ОКПС на Бал­ти­ке, Бе­лом и Чёр­ном мо­рях, по­гра­нич­ных ре­ках вклю­чал: 11 крей­се­ров, 320 па­рус­ных и греб­ных су­дов и др.; служ­бу в ней про­хо­ди­ло ок. 730 офи­це­ров, боц­ма­нов и мат­ро­сов. С на­ча­лом 1-й ми­ро­вой вой­ны все ко­раб­ли и су­да фло­ти­лии бы­ли пе­ре­да­ны ВМФ, и она фак­ти­че­ски пре­кра­ти­ла своё су­ще­ст­во­ва­ние.

Лит.: Пле­ха­нов А. М. От­дель­ный кор­пус по­гра­нич­ной стра­жи Рос­сии. М., 1993; Бе­ре­зов­ский Н. Ю., До­цен­ко В. Д., Тю­рин Б. П. Рос­сий­ский им­пе­ра­тор­ский флот, 1696–1917: Во­ен­но-ис­то­ри­че­ский спра­воч­ник. М., 1996; Ежу­ков Е. Л. За­ро­ж­де­ние, ста­нов­ле­ние и раз­ви­тие по­гра­нич­ной ох­ра­ны Рос­сии. М., 1997. Ч. 2.

Вернуться к началу