Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РУ́ССКИЙ ЭКСПЕДИЦИО́ННЫЙ КО́РПУС

  • рубрика

    Рубрика: Военное дело

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 68-69

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Русские батальоны в Марселе. Фото 1916.

РУ́ССКИЙ ЭКСПЕДИЦИО́ННЫЙ КО́РПУС, ус­лов­ное на­име­но­ва­ние 4 пе­хот­ных и 1 ар­тил­ле­рий­ской бри­га­ды (св. 44 тыс. чел.), на­прав­лен­ных Рос­си­ей для со­вме­ст­ных дей­ст­вий с со­юз­ни­ка­ми на За­пад­ном (во Фран­ции) и Са­ло­ник­ском (на Бал­ка­нах) фрон­тах во вре­мя Пер­вой ми­ро­вой вой­ны 1914–18. В кон. 1915 франц. пра­ви­тель­ст­во, ну­ж­дав­шее­ся в по­пол­не­нии войск лич­ным со­ста­вом, об­ра­ти­лось к Рос­сии с пред­ло­же­ни­ем на­пра­вить во Фран­цию 400 тыс. рос. сол­дат в об­мен на воо­ру­же­ние и бо­е­при­па­сы. Пред­ло­же­ние бы­ло при­ня­то, не­смот­ря на от­ри­цат. от­но­ше­ние к не­му рос. ко­ман­до­ва­ния, и во Фран­цию от­прав­ле­ны 1-я и 2-я Осо­бые пех. бри­га­ды, ка­ж­дая чис­лен­но­стью св. 10 тыс. чел. Пе­ре­воз­ка 1-й бри­га­ды осу­ще­ст­в­ля­лась по же­лез­ной до­ро­ге во Вла­ди­во­сток и да­лее мор. транс­пор­том, 2-й бри­га­ды – па­ро­хо­да­ми из Ар­хан­гель­ска. 1-я бри­га­да при­бы­ла в Мар­сель в апреле, 2-я – в Брест в ию­ле 1916. По­сле ос­вое­ния франц. ору­жия 1-я бри­га­да вклю­че­на в со­став франц. 4-й ар­мии и за­ня­ла по­зи­цию на од­ном из наи­бо­лее опас­ных уча­ст­ков фрон­та, в рай­оне г. Мур­ме­лон-ле-Гран, где до кон. 1916 ве­ла упор­ные обо­ро­нит. бои, в хо­де ко­то­рых по­нес­ла тя­жё­лые по­те­ри (бо­лее 1/3 сво­его со­ста­ва). В мае 1916 Фран­ция до­би­лась со­гла­сия Рос­сии на от­прав­ку ещё 5 бри­гад. В ав­гу­сте – ок­тяб­ре во Фран­цию из Ар­хан­гель­ска при­бы­ли 3-я и 4-я Осо­бые пех. бри­га­ды. 2-я и 4-я бри­га­ды бы­ли пе­ре­бро­ше­ны из Фран­ции в Гре­цию, где при­ня­ли уча­стие в Са­ло­ник­ских опе­ра­ци­ях, 3-я бригада от­прав­ле­на на фронт в пров. Шам­пань. Осе­нью 1916 в свя­зи с раз­гро­мом герм. вой­ска­ми Ру­мы­нии и уве­ли­че­ни­ем про­тя­жён­но­сти Вост. фрон­та рос. ко­ман­до­ва­ние от­ка­за­лось от даль­ней­шей от­прав­ки войск во Фран­цию. Но вес­ной 1917 по при­ка­зу Врем. пра­ви­тель­ст­ва ту­да всё же бы­ли от­прав­ле­ны арт. бри­га­да и са­пёр­ный ба­таль­он. В апр. 1917 1-я и 3-я бри­га­ды уча­ст­во­ва­ли в «Ни­ве­ля опе­ра­ции» 1917. По­сле Февр. ре­во­лю­ции 1917 рос. сол­да­ты во Фран­ции и на Бал­ка­нах по­тре­бо­ва­ли воз­вра­ще­ния в Рос­сию, но по­лу­чи­ли от­каз от франц. ко­ман­до­ва­ния. То­гда в вой­сках на­ча­лись вол­не­ния, и франц. ко­ман­до­ва­ние в мае 1917 бы­ло вы­ну­ж­де­но снять их с фрон­та.

В мае – ию­не 1917 все час­ти Р. э. к. све­де­ны в ди­ви­зии: во Фран­ции сфор­ми­ро­ва­на 1-я Осо­бая (ген.-м. Н. А. Лох­виц­кий), на Бал­ка­нах – 2-я Осо­бая (ген.-м. М. К. Ди­те­рихс, с 18 ию­ля ген.-м. В. П. Та­ра­нов­ский) пе­хот­ные ди­ви­зии. В кон­це ию­ля рас­квар­ти­ро­ван­ные в ла­ге­ре Ла-Кур­тин (близ Ли­мо­жа) час­ти 1-й Осо­бой пех. ди­ви­зии от­ка­за­лись вы­сту­пить на фронт и под­ня­ли вос­ста­ние, ко­то­рое бы­ло жес­то­ко по­дав­ле­но. Ру­ково­ди­те­ли и ак­тив­ные уча­ст­ни­ки вос­ста­ния пре­да­ны во­ен­но-по­ле­во­му су­ду и при­го­во­ре­ны к разл. сро­кам ка­торж­ных ра­бот. По­сле это­го все рос. час­ти во Фран­ции рас­фор­ми­ро­ва­ны, а сол­да­там и офи­це­рам пред­ло­же­но про­дол­жать во­ен. служ­бу во вновь сфор­ми­ро­ван­ном «Рус­ском ле­гио­не чес­ти» или всту­пить в ты­ло­вые ко­ман­ды дей­ст­вую­щей франц. ар­мии. Не­со­глас­ные с эти­ми ус­ло­вия­ми под­ле­жа­ли на­прав­ле­нию на при­ну­дит. ра­бо­ты в Сев. Аф­ри­ку. Боль­шин­ст­во рос. сол­дат со­гла­си­лось на «доб­ро­воль­ные ра­бо­ты» в ты­лу, св. 2 тыс. чел. от­прав­ле­ны на при­ну­дит. ра­бо­ты и лишь неск. со­тен че­ло­век всту­пи­ли в ле­ги­он, ко­то­рый сра­зу же был от­прав­лен на Зап. фронт. По­сле окон­ча­ния вой­ны он был воз­вра­щён в Рос­сию и во­шёл в со­став Доб­ро­вольч. ар­мии ген. А. И. Де­ни­ки­на. Во­оруж. вы­сту­п­ле­ния сол­дат Р. э. к. име­ли ме­сто и на Са­ло­ник­ском фрон­те. Там в со­ста­ве со­юз­ных войск на­хо­ди­лось ок. 17 тыс. рос. сол­дат. В февр. 1918 вслед­ст­вие уси­лив­ших­ся в её час­тях вол­не­ний 2-я Осо­бая пех. ди­ви­зия бы­ла разоружена и рас­фор­ми­ро­ва­на. В ию­ле 1918 сов. пра­ви­тель­ст­во осу­ди­ло Фран­цию за не­за­кон­ное удер­жа­ние рос. гра­ж­дан на сво­ей тер­ри­то­рии. В 1919–21 по­сле не­од­но­крат­ных тре­бо­ва­ний сов. пра­ви­тель­ст­ва о воз­вра­ще­нии на ро­ди­ну быв. сол­дат Р. э. к. осн. часть их вер­ну­лась в Сов. Рос­сию. В 2010 в Рейм­се и в 2011 в Па­ри­же ус­та­нов­ле­ны па­мят­ни­ки вои­нам Рус. экс­пе­диц. кор­пу­са.

Лит.: Да­ни­лов Ю. Н. Рус­ские от­ря­ды на фран­цуз­ском и ма­ке­дон­ском фрон­тах, 1916–1918 гг.: (По ма­те­риа­лам ар­хи­вов Фран­цуз­ско­го во­ен­но­го ми­ни­стер­ст­ва). Па­риж, 1933; Ли­со­вен­ко Д. У. Их хо­те­ли ли­шить Ро­ди­ны. М., 1960; Ис­то­рия пер­вой ми­ро­вой вой­ны. 1914–1918. М., 1975. Т. 2.

Вернуться к началу