Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРА́СНЫШСКИЕ ОПЕРА́ЦИИ 1915

  • рубрика

    Рубрика: Военное дело

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 387-388

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. М. Васильев

ПРА́СНЫШСКИЕ ОПЕРА́ЦИИ 1915, во­ен. дей­ст­вия рос. и герм. войск на­сту­па­тель­но­го и обо­ро­ни­тель­но ха­рак­те­ра, про­хо­див­шие в рай­оне г. Прас­ныш Плоц­кой губ. Цар­ст­ва Поль­ско­го (ны­не Пшас­ныш Ма­зо­вец­ко­го вое­вод­ст­ва, Поль­ша) во вре­мя 1-й ми­ро­вой вой­ны 1914–18.

1-я Праснышская операция

1-я Прас­ныш­ская опе­ра­ция, про­хо­див­шая 7(20) фев­ра­ля – 17(30) мар­та, ста­ла ре­зуль­та­том реа­ли­за­ции на­сту­пат. пла­нов обе­их про­ти­во­бор­ст­вую­щих сто­рон. На со­ве­ща­нии в шта­бе рос. Сев.-Зап. фрон­та (глав­но­ко­манд. – ген. от инф. Н. В. Руз­ский) 4(17).1.1915 бы­ло вы­ра­бо­та­но ре­ше­ние на­чать на­сту­п­ле­ние на уча­ст­ке Ост­ро­лен­ка, Пул­туск в на­прав­ле­нии на Ор­тельс­бург, Золь­дау с це­лью ов­ла­деть Прус­си­ей Вос­точ­ной. На­не­се­ние уда­ра си­ла­ми рос. 12-й ар­мии (ко­манд. – ген. от кав. П. А. Пле­ве; 9 пех. и 7 кав. ди­ви­зий) долж­но бы­ло вы­ну­дить про­тив­ни­ка на­чать пе­ре­груп­пи­ров­ку сил на это на­прав­ле­ние с др. уча­ст­ков фрон­та и от­кры­ва­ло бы воз­мож­ность раз­ви­тия на­сту­п­ле­ния сле­ва 1-й ар­мии (ген. от кав. А. И. Лит­ви­нов; 9 пех. и 9 кав. ди­ви­зий) и спра­ва 10-й ар­мии (ген. от инф. Ф. В. Си­верс, с 11 февр. ген. от инф. Е. А. Рад­ке­вич; 14 пех. и кав. ди­ви­зий). На­ча­ло на­сту­п­ле­ния бы­ло на­зна­че­но на 10(23) февр. Герм. ко­ман­дова­ние на Вост. фрон­те (ген.-фельдм. П. фон Гин­ден­бург), зная на­ме­ре­ния рос. ко­ман­до­ва­ния, пла­ни­ро­ва­ло на­нес­ти уп­ре­ж­даю­щий удар в на­прав­ле­нии Прас­ныш, Сед­лец, раз­гро­мить рос. 1-ю и 12-ю ар­мии и в даль­ней­шем совм. с вой­ска­ми, дей­ст­во­вав­ши­ми со сто­ро­ны Кар­пат, ок­ру­жить груп­пи­ров­ку рос. войск в Поль­ше. К на­сту­п­ле­нию при­вле­ка­лись си­лы ар­мей­ской груп­пы (ген. от арт. М. фон Галь­виц; 8 пех. и кав. ди­ви­зий) и пра­во­флан­го­вые со­еди­не­ния герм. 8-й ар­мии (ген. О. фон Бе­лов; 4 пех. и кав. ди­ви­зий) об­щей чис­лен­но­стью ок. 170 тыс. чел.

7(20) февр. груп­пи­ров­ка герм. войск пе­ре­шла в на­сту­п­ле­ние, про­рва­ла обо­ро­ну рос. войск на уча­ст­ке, обо­ро­няе­мом пех. ди­ви­зи­ей и 2 пех. пол­ка­ми 1-й ар­мии, и по­сле ожес­то­чён­ных бо­ёв 11(24) февр. за­хва­ти­ла Прас­ныш. В от­вет рос. ко­ман­до­ва­ние 12(25) февр. вве­ло в сра­же­ние ре­зер­вы – 1-й и 2-й Си­бир­ские ар­мей­ские кор­пу­са – и на­нес­ло контр­удар по флан­гам на­сту­пав­шей груп­пи­ров­ки про­тив­ни­ка. 14(27) февр. герм. вой­ска бы­ли вы­би­ты из го­ро­да и на­ча­ли от­хо­дить по все­му фрон­ту. К 1(14) мар­та они ото­шли в ис­ход­ное до на­сту­п­ле­ния по­ло­же­ние и за­ня­ли обо­ро­ну на за­ра­нее под­го­тов­лен­ных по­зи­ци­ях.

Пер­вая П. о. за­вер­ши­лась пе­ре­хо­дом войск к обо­ро­не по ли­нии рек Не­ман, Бобр (ны­не Беб­жа) и на плац­дар­ме на ле­вом бе­ре­гу Вис­лы. С её окон­ча­ни­ем за­вер­ши­лись зим­ние бое­вые дей­ст­вия на пра­вом кры­ле стра­те­гич. фрон­та. Их ито­гом явил­ся срыв за­мы­слов как герм. ко­ман­до­ва­ния по ох­ва­ту рос. ар­мий с се­ве­ра, так и рос. ко­ман­до­ва­ния по ов­ла­де­нию Вост. Прус­си­ей, но уча­ст­во­вав­шие в 1-й П. о. рос. вой­ска от­влек­ли вни­ма­ние про­тив­ни­ка от рос. Юго-За­падного фронта и от фрон­тов союзников, обес­пе­чив со­се­дям и со­юз­ни­кам ус­ло­вия для под­го­тов­ки ма­те­ри­аль­ных и люд­ских ре­сур­сов. Герм. вой­ска по­те­ря­ли св. 30 тыс. чел., при­мер­но та­кие же по­те­ри по­нес­ли и рос. вой­ска.

2-я Праснышская операция

2-я Прас­ныш­ская опе­ра­ция, про­хо­див­шая 30 ию­ня (13 ию­ля) – 5(18) ию­ля, бы­ла ча­стью за­мыс­ла герм. ко­ман­до­ва­ния ок­ру­жить груп­пи­ров­ку рос. войск в центр. рай­онах Поль­ши пу­тём на­не­се­ния двух встреч­ных уда­ров – из Га­ли­ции 4-й (ав­ст­ро-венг.) и 11-й (герм.) ар­мия­ми в сев. на­прав­ле­нии в ме­ж­ду­речье Вис­лы и Бу­га и из Вост. Прус­сии на млав­ско-на­рев­ском на­прав­ле­нии си­ла­ми ар­мей­ской груп­пы фон Галь­ви­ца и час­ти сил герм. 8-й ар­мии. Рос. глав­но­ко­ман­до­ва­ние, при­ни­мая во вни­ма­ние ог­ром­ные по­те­ри, не­дос­та­ток вин­то­вок и бо­е­при­па­сов, при­ня­ло на со­ве­ща­нии в Хол­ме 4(17) ию­ня ре­ше­ние вре­мен­но пе­рей­ти к обо­ро­не с по­сле­дую­щим пе­ре­хо­дом в на­сту­п­ле­ние. В по­ло­се на­сту­п­ле­ния груп­пы ген. от арт. М. фон Галь­ви­ца обо­ро­ня­лись со­еди­не­ния рос. 1-й ар­мии и 4-го Си­бир­ско­го ар­мей­ско­го кор­пу­са 12-й ар­мии (все­го 107 тыс. чел., 377 ору­дий) Сев.-Зап. фрон­та (ген. от инф. М. В. Алек­се­ев). Обо­ро­на со­стоя­ла из 2 по­лос и ты­ло­во­го обо­ро­нит. ру­бе­жа, уда­лён­но­го от 1-й ли­нии обо­ро­ны на 15–16 км. Наи­бо­лее под­го­тов­лен­ной бы­ла толь­ко 1-я по­ло­са, ко­то­рая вклю­ча­ла в се­бя око­пы пол­но­го про­фи­ля, про­во­лоч­ные за­гра­ж­де­ния и разл. ро­да убе­жи­ща. 2-я ли­ния и ты­ло­вой обо­ро­нит. ру­беж со­стоя­ли толь­ко из око­пов. За­да­ча рос. 1-й ар­мии при низ­кой обес­пе­чен­но­сти бо­е­при­па­са­ми за­клю­ча­лась в удер­жа­нии сво­их по­зи­ций до окон­ча­ния эва­куа­ции Вар­ша­вы.

30 ию­ня (13 ию­ля) удар­ная груп­пи­ров­ка про­тив­ни­ка (7 пех. ди­ви­зий, ок. 100 тыс. чел., 864 ору­дия) по­сле 4–5-ча­со­вой арт. под­го­тов­ки на­нес­ла удар на 35-ки­ло­мет­ро­вом уча­ст­ке в р-не Прас­ны­ша. Од­но­вре­мен­но на Ост­ро­лен­ку си­ла­ми герм. 8-й ар­мии ген. от арт. Ф. фон Шоль­ца был на­не­сён вспо­мо­гат. удар. На на­прав­ле­нии гл. уда­ра про­тив­ни­ка обо­ро­ня­лись 2-я и 11-я Си­бир­ские стрелк. ди­ви­зии (27 тыс. чел.), имев­шие ок. 120 ору­дий. Не­смот­ря на ог­ром­ные (до 30%) по­те­ри от арт. под­го­тов­ки про­тив­ни­ка, в те­че­ние дня они стой­ко обо­ро­ня­ли 1-ю ли­нию обо­ро­ны, а в ночь на 1(14) ию­ля ото­шли на ты­ло­вой обо­ро­нит. ру­беж. Про­тив­ник 2(15) ию­ля рас­ши­рил фронт на­сту­п­ле­ния и уве­ли­чил груп­пи­ров­ку на­сту­паю­щих войск до 10 ди­ви­зий. Ему про­ти­во­стоя­ли ок. 5 ди­ви­зий рос. 1-й ар­мии Сев.-Зап. фрон­та. Свое­вре­мен­ное уси­ле­ние 1-й ар­мии вой­ска­ми из 2-й и 4-й ар­мий, а так­же гар­ни­зо­на кре­по­сти Но­во­ге­ор­ги­евск по­зво­ли­ло рос. вой­скам удер­жать по­зи­ции у Ро­жан, Пул­ту­ска, Се­роц­ка и ос­та­но­вить удар­ную груп­пи­ров­ку про­тив­ни­ка на под­сту­пах к р. На­рев. По­пыт­ка про­тив­ни­ка фор­си­ро­вать На­рев окон­чи­лась не­уда­чей, герм. вой­ска вы­ну­ж­де­ны бы­ли пре­кра­тить на­сту­п­ле­ние. Обе сто­ро­ны по­нес­ли боль­шие по­те­ри: герм. вой­ска – св. 35 тыс. чел., рос. вой­ска – до 40 тыс. чел.

Ог­ром­ное влия­ние на ре­зуль­тат 2-й П. о. ока­за­ли бое­вые дей­ст­вия рос. войск кре­по­стей Осо­вец и Но­во­ге­ор­ги­евск, ко­то­рые, при­кры­вая флан­ги рос. 12-й и 1-й ар­мий, ли­ши­ли герм. ко­ман­до­ва­ние опе­ра­тив­ной сво­бо­ды и вы­ну­ди­ли его на­носить удар на цен­траль­ном, хо­ро­шо обо­ру­до­ван­ном в инж. от­но­ше­нии, уча­ст­ке. Гл. ито­гом 2-й П. о. яви­лось на­ру­ше­ние стра­те­гич. пла­на герм. ко­ман­до­ва­ния по ок­ру­же­нию и раз­гро­му рос. ар­мий в Поль­ше.

Лит.: Стра­те­ги­че­ский очерк вой­ны 1914–1918 гг. М., 1922. Ч. 3; Лю­ден­дорф Э. Мои вос­по­ми­на­ния о вой­не 1914–1918 гг. М., 1923. Т. 1; Фаль­кен­гайн Э. Вер­хов­ное ко­ман­до­ва­ние 1914–1916 в его важ­ней­ших ре­ше­ни­ях. М., 1923; Ко­роль­ков Г. К. Прас­ныш­ское сра­же­ние, июль 1915 г. М.; Л., 1928; Der Welt­krieg 1914 bis 1918. B., 1931–1932. Bd 7, 8; Бо­ри­сов А. Прас­ныш­ская опе­ра­ция (1915 г.) // Во­ен­но-ис­то­ри­че­ский жур­нал. 1941. № 3; Ис­то­рия пер­вой ми­ро­вой вой­ны, 1914–1918. М., 1975. Т. 2; Алек­сее­ва-Бо­рель В. М. Со­рок лет в ря­дах рус­ской им­пе­ра­тор­ской ар­мии: Ге­не­рал М. В. Алек­се­ев. СПб., 2000; Пор­ту­галь­ский Р. М., Ру­нов В. А. Вер­хов­ные глав­но­ко­ман­дую­щие Оте­че­ст­ва. М., 2001; Го­ло­вин Н. Н. Во­ен­ные уси­лия Рос­сии в ми­ро­вой вой­не. Жу­ков­ский; М., 2001.

Вернуться к началу