Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРО́ХОРОВСКОЕ ТА́НКОВОЕ СРАЖЕ́НИЕ 1943

  • рубрика

    Рубрика: Военное дело

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 653

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПРО́ХОРОВСКОЕ ТА́НКОВОЕ СРАЖЕ́­НИЕ 1943, од­но из круп­ней­ших тан­ко­вых сра­же­ний Вел. Отеч. вой­ны, про­изо­шед­шее в хо­де Кур­ской бит­вы 1943 12 ию­ля близ ж.-д. ст. Про­хо­ров­ка Бел­го­род­ской обл. К ис­хо­ду 9 ию­ля герм. вой­ска це­ной боль­ших по­терь вкли­ни­лись в обо­ро­ну войск Во­ро­неж­ско­го фрон­та (ко­манд. – ген. ар­мии Н. Ф. Ва­ту­тин) на обо­ян­ском на­прав­ле­нии, но их даль­ней­шее про­движе­ние бы­ло ос­та­нов­ле­но. Ко­ман­до­ва­ние груп­пы ар­мий «Юг» (ген.-фельдм. Э. Ман­штейн) ре­ши­ло пе­ре­не­сти осн. уси­лия на про­хо­ров­ское на­прав­ле­ние и вый­ти к Кур­ску с юга. Пре­ду­смат­ри­ва­лось на­нес­ти два уда­ра по схо­дя­щим­ся на­прав­ле­ни­ям си­ла­ми 2-го тан­ко­во­го кор­пу­са СС 4-й тан­ко­вой ар­мии и 3-го тан­ко­во­го кор­пу­са опе­ра­тив­ной груп­пы «Кемпф». Для сры­ва за­мыс­ла про­тив­ни­ка сов. ко­ман­до­ва­ние спла­ни­ро­ва­ло мощ­ный контр­удар, ре­шаю­щая роль в ко­то­ром от­во­ди­лась 5-й гв. тан­ко­вой ар­мии (ген.-л. тан­ко­вых войск П. А. Рот­ми­стров). Со­вер­шив 30–50-ки­ло­мет­ро­вый ноч­ной марш, тан­ки­сты Рот­ми­ст­ро­ва ут­ром 12 ию­ля вы­шли на ру­беж раз­вёр­ты­ва­ния за­пад­нее Про­хо­ров­ки.

В 8 ч 30 мин по­сле 15-ми­нут­ной арт­под­го­тов­ки гл. си­лы 5-й гв. тан­ко­вой ар­мии (29-й и 18-й тан­ко­вые кор­пу­са; св. 260 тан­ков и САУ) пе­ре­шли в на­сту­п­ле­ние на обо­ро­няв­шую­ся тан­ко­вую ди­ви­зию «Адольф Гит­лер», уси­лен­ную про­ти­во­тан­ко­вы­ми сред­ст­ва­ми (все­го ок. 170 тан­ков и штур­мо­вых ору­дий, до 40 САУ). По­сте­пен­но в борь­бу всту­па­ли др. си­лы сто­рон. Все­го в этот день в сра­жении в рай­оне Про­хо­ров­ки уча­ст­во­ва­ло ок. 670 тан­ков и САУ Во­ро­неж­ско­го фрон­та и 490 герм. тан­ков и штур­мо­вых ору­дий. Кон­крет­ные оцен­ки по­терь обе­их сто­рон силь­но раз­нят­ся, но без­воз­врат­ные по­те­ри сов. тан­ко­вых кор­пу­сов бы­ли нес­коль­ко вы­ше (св. 40%), чем у про­тив­ни­ка, в свя­зи с тем, что на мн. уча­ст­ках они столк­ну­лись с под­го­тов­лен­ной про­ти­во­тан­ко­вой обо­ро­ной. В ре­зуль­та­те сра­же­ния ни од­ной из сто­рон не уда­лось дос­тичь по­став­лен­ных це­лей, но бла­го­да­ря ре­ши­тель­ным дей­ст­ви­ям сов. войск под Про­хо­ров­кой и в по­сле­дую­щие дни про­тив­ник ис­чер­пал на­сту­па­тель­ные воз­мож­но­сти и 16 ию­ля на­чал от­вод сво­их войск на ис­ход­ные по­зи­ции, за­ни­мае­мые им к на­ча­лу Кур­ской бит­вы.

В 1954 близ Про­хо­ров­ки, на 624-м км шос­се Мо­ск­ва – Сим­фе­ро­поль, ус­та­нов­лен на по­ста­мен­те танк Т-34, в мае 1995 от­крыт ме­мо­ри­аль­ный ком­плекс «Про­хо­ров­ское по­ле», а в 2010 – Му­зей бое­вой сла­вы «Третье рат­ное по­ле Рос­сии».

Лит.: Рот­ми­ст­ров П. А. Тан­ко­вое сра­же­ние под Про­хо­ров­кой. М., 1960; Про­хо­ров­ское по­ле: Из хро­ни­ки тан­ко­во­го сра­же­ния. Бел­го­род, 1998; За­му­лин В. Н. Про­хо­ров­ка – не­из­вест­ное сра­же­ние ве­ли­кой вой­ны. М., 2006; Ло­пу­хов­ский Л. Н. Про­хо­ров­ка: без гри­фа сек­рет­но­сти. М., 2012.

Вернуться к началу