Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НАЦИОНА́ЛЬНАЯ БЕЗОПА́СНОСТЬ

  • рубрика

    Рубрика: Военное дело

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 181-183

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Л. Ташлыков

НАЦИОНА́ЛЬНАЯ БЕЗОПА́СНОСТЬ, со­стоя­ние за­щи­щён­но­сти от­дель­ной стра­ны и её на­се­ле­ния от внут­рен­них и внеш­них уг­роз во всех сфе­рах жиз­не­дея­тель­но­сти.

Впер­вые по­ли­тич. по­ня­тие «Н. б.» упот­ре­бил в 1901 амер. пре­зи­дент Т. Руз­вельт в по­сла­нии к на­ции. Офи­ци­аль­но тер­мин «Н. б.» поя­вил­ся в 1947 с при­ня­ти­ем в США за­ко­на «О нац. безо­пас­но­сти». В РФ тер­мин «Н. б.» вы­сту­пил как раз­ви­тие тер­ми­на «безо­пас­ность», сфор­му­ли­ро­ван­но­го в Фе­де­раль­ном за­ко­не РФ «О безо­пас­но­сти» (1992). Со­глас­но «Стра­те­гии на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции до 2020 го­да» (2009), Н. б. – со­стоя­ние за­щи­щён­но­сти лич­но­сти, об­ще­ст­ва и го­су­дар­ст­ва от внутр. и внеш­них уг­роз, ко­то­рое по­зво­ля­ет обес­пе­чить кон­сти­туц. пра­ва, сво­бо­ды, дос­той­ные ка­че­ст­во и уро­вень жиз­ни гра­ж­дан, су­ве­ре­ни­тет, тер­ри­то­ри­аль­ную це­ло­ст­ность и ус­той­чи­вое раз­ви­тие РФ, обо­ро­ну и безо­пас­ность го­су­дар­ст­ва. Лю­бая пря­мая или кос­вен­ная воз­мож­ность на­не­се­ния ущер­ба этим пра­вам, сво­бо­дам, су­ве­ре­ни­те­ту и пр. яв­ля­ет­ся уг­ро­зой Н. б. Для рос. го­су­дар­ст­ва и об­ще­ст­ва в кон­крет­ных сфе­рах их жиз­не­дея­тель­но­сти к осн. уг­ро­зам и ис­точ­ни­кам уг­роз Н. б. от­но­сят­ся сле­дую­щие.

В сфе­ре во­ен. безо­пас­но­сти – по­ли­ти­ка за­ру­беж­ных стран, на­прав­лен­ная на дос­ти­же­ние пре­об­ла­даю­ще­го пре­вос­ход­ст­ва в во­ен. сфе­ре, пре­ж­де все­го в стра­те­ги­че­ских ядер­ных си­лах, пу­тём раз­ви­тия вы­со­ко­точ­ных, ин­фор­мац. и др. вы­со­ко­тех­но­ло­гич. средств ве­де­ния воо­руж. борь­бы, стра­те­гич. воо­ру­же­ний в не­ядер­ном ос­на­ще­нии, фор­ми­ро­ва­ния в од­но­сто­рон­нем по­ряд­ке гло­баль­ной сис­те­мы про­ти­во­ра­кет­ной обо­ро­ны и ми­ли­та­ри­за­ции око­ло­зем­но­го кос­ми­че­ско­го про­стран­ст­ва, спо­соб­ных при­вес­ти к но­во­му вит­ку гон­ки воо­ру­же­ний, а так­же на рас­про­стра­не­ние ядер­ных, хи­мич., био­ло­гич. тех­но­ло­гий, про­из-во ору­жия мас­со­во­го по­ра­же­ния ли­бо его ком­по­нен­тов и средств дос­тав­ки. Не­га­тив­ное воз­дей­ст­вие на со­стоя­ние во­ен. безо­пас­но­сти РФ и её со­юз­ни­ков усу­губ­ля­ет­ся от­хо­дом от ме­ж­ду­нар. до­го­во­рён­но­стей в об­лас­ти ог­ра­ни­че­ния и со­кра­ще­ния воо­ру­же­ний, а так­же дей­ст­вия­ми, на­прав­лен­ны­ми на на­ру­ше­ние ус­той­чи­во­сти сис­тем гос. и во­ен. управ­ле­ния, пре­ду­пре­ж­де­ния о ра­кет­ном на­па­де­нии, кон­тро­ля кос­мич. про­стран­ст­ва, функ­цио­ни­ро­ва­ния стра­те­гич. ядер­ных сил, объ­ек­тов хра­не­ния ядер­ных бо­е­при­па­сов, атом­ной энер­ге­ти­ки, атом­ной и хи­мич. пром-сти, др. по­тен­ци­аль­но опас­ных объ­ек­тов.

В сфе­ре гос. и об­ществ. безо­пас­но­сти – раз­ве­ды­ва­тель­ная и иная дея­тель­ность спец. служб и ор­га­ни­за­ций иностр. го­су­дарств, а так­же отд. лиц, на­прав­лен­ная на на­не­се­ние ущер­ба безо­пас­но­сти РФ; дея­тель­ность тер­ро­ри­стич. ор­га­ни­за­ций, груп­пи­ро­вок и отд. лиц, направ­лен­ная на на­сильств. из­ме­не­ние ос­нов кон­сти­туц. строя РФ, дез­ор­га­ни­за­цию нор­маль­но­го функ­цио­ни­ро­ва­ния ор­га­нов гос. вла­сти (вклю­чая на­сильств. дей­ст­вия в от­но­ше­нии гос., по­ли­тич. и об­ществ. дея­те­лей), унич­то­же­ние во­ен. и пром. объ­ек­тов, пред­при­ятий и уч­ре­ж­де­ний, обес­пе­чи­ваю­щих жиз­не­дея­тель­ность об­ще­ст­ва, уст­ра­ше­ние на­се­ле­ния, в т. ч. пу­тём при­ме­не­ния ядер­но­го ору­жия и хи­ми­че­ско­го ору­жия ли­бо опас­ных ра­дио­ак­тив­ных, хи­мич. и био­ло­гич. ве­ществ; экс­тре­ми­ст­ская дея­тель­ность на­цио­на­ли­стич., ре­лиг., эт­нич. и иных ор­га­ни­за­ций и струк­тур, на­прав­лен­ная на на­ру­ше­ние един­ст­ва и тер­ри­то­ри­аль­ной це­ло­ст­но­сти РФ, дес­та­би­ли­за­цию внут­ри­по­ли­тич. и со­ци­аль­ной си­туа­ции в стра­не; дея­тель­ность транс­на­цио­наль­ных пре­ступ­ных ор­га­ни­за­ций и груп­пи­ро­вок, свя­зан­ная с не­за­кон­ным обо­ро­том нар­ко­тич. средств и пси­хо­троп­ных ве­ществ, ору­жия, бо­е­при­па­сов, ВВ; со­хра­няю­щий­ся рост пре­ступ­ных по­ся­га­тельств, на­прав­лен­ных про­тив лич­но­сти, соб­ст­вен­но­сти, гос. вла­сти, об­ществ. и эко­но­мич. безо­пас­но­сти, а так­же свя­зан­ных с кор­руп­ци­ей.

В эко­но­мич. сфе­ре гл. стра­те­гич. рис­ка­ми и уг­ро­за­ми Н. б. на дол­го­сроч­ную пер­спек­ти­ву яв­ля­ют­ся: со­хра­не­ние экс­порт­но-сырь­е­вой мо­де­ли раз­ви­тия нац. эко­но­ми­ки, сни­же­ние кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти и вы­со­кая за­ви­си­мость её важ­ней­ших сфер от внеш­не­эко­но­мич. конъ­юнк­ту­ры, по­те­ря кон­тро­ля над нац. ре­сур­са­ми, ухуд­ше­ние со­стоя­ния сырь­е­вой ба­зы пром-сти и энер­ге­ти­ки, не­рав­но­мер­ное раз­ви­тие ре­гио­нов и про­грес­си­рую­щая тру­до­не­дос­та­точ­ность, низ­кая ус­той­чи­вость и за­щи­щён­ность нац. фи­нан­со­вой сис­те­мы, со­хра­не­ние ус­ло­вий для кор­руп­ции и кри­ми­на­ли­за­ции хо­зяй­ст­вен­но-фи­нан­со­вых от­но­ше­ний, а так­же не­за­кон­ной ми­гра­ции. Пря­мое не­га­тив­ное воз­дей­ст­вие на обес­пе­че­ние на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти в эко­но­мич. сфе­ре мо­гут ока­зать де­фи­цит то­п­лив­но-энер­ге­тич., вод­ных и био­ло­гич. ре­сур­сов, при­ня­тие дис­кри­ми­нац. мер и уси­ле­ние не­доб­ро­со­ве­ст­ной кон­ку­рен­ции в от­но­ше­нии РФ, а так­же кри­зис­ные яв­ле­ния в ми­ро­вой фи­нан­со­во-бан­ков­ской сис­те­ме.

В сфе­ре нау­ки, тех­но­ло­гий и об­ра­зо­ва­ния пря­мое не­га­тив­ное воз­дей­ст­вие на обес­пе­че­ние Н. б. ока­зы­ва­ют от­ста­ва­ние в пе­ре­хо­де в по­сле­дую­щий тех­но­ло­гич. ук­лад, за­ви­си­мость от им­порт­ных по­ста­вок на­уч. обо­ру­до­ва­ния, при­бо­ров и элек­трон­ной ком­по­нент­ной ба­зы, стра­те­гич. ма­те­риа­лов, не­санк­цио­ни­ров. пе­ре­да­ча за ру­беж кон­ку­рен­то­спо­соб­ных отеч. тех­но­ло­гий, не­обос­но­ван­ные од­но­сто­рон­ние санк­ции в от­но­ше­нии на­уч. и об­ра­зо­ват. ор­га­ни­за­ций РФ, не­дос­та­точ­ное раз­ви­тие нор­ма­тив­ной пра­во­вой ба­зы и сла­бая мо­ти­ва­ция в сфе­ре ин­но­вац. и пром. по­ли­ти­ки, низ­кие уро­вень со­ци­аль­ной за­щи­щён­но­сти инж.-тех­нич., про­фес­сор­ско-пре­по­да­ват. и пе­да­го­гич. со­ста­ва и ка­че­ст­во об­ще­го сред­не­го об­ра­зо­ва­ния, про­фес­сио­наль­но­го на­чаль­но­го, сред­не­го и выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния.

В сфе­ре здра­во­охра­не­ния и здо­ро­вья на­ции од­ной из гл. уг­роз Н. б. яв­ля­ют­ся: воз­ник­но­ве­ние мас­штаб­ных эпи­де­мий и пан­де­мий, мас­со­вое рас­про­стра­не­ние ВИЧ-ин­фек­ции, ту­бер­ку­лё­за, нар­ко­ма­нии и ал­ко­го­лиз­ма, по­вы­ше­ние дос­туп­но­сти пси­хо­ак­тив­ных и пси­хо­троп­ных ве­ществ. Пря­мое не­га­тив­ное воз­дей­ст­вие на обес­пе­че­ние Н. б. в этой сфе­ре ока­зы­ва­ют низ­кие эф­фек­тив­ность сис­те­мы мед. стра­хо­ва­ния и ка­че­ст­во под­го­тов­ки и пе­ре­под­го­тов­ки спе­циа­ли­стов здра­во­охра­не­ния, не­дос­та­точ­ный уро­вень со­ци­аль­ных га­ран­тий и оп­ла­ты тру­да мед. ра­бот­ни­ков и фи­нан­си­ро­ва­ния раз­ви­тия сис­те­мы вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ной мед. по­мо­щи, не­за­вер­шён­ность фор­ми­ро­ва­ния нор­ма­тив­ной пра­во­вой ба­зы здра­во­охра­не­ния в це­лях по­вы­ше­ния дос­туп­но­сти и реа­ли­за­ции га­ран­тий обес­пе­че­ния на­се­ле­ния мед. по­мо­щью.

В сфе­ре куль­ту­ры гл. уг­ро­зы Н. б.: за­си­лье про­дук­ции мас­со­вой куль­ту­ры, ори­ен­ти­ро­ван­ной на ду­хов­ные по­треб­но­сти мар­ги­наль­ных сло­ёв (см. Мар­ги­наль­ность), и про­ти­во­прав­ные по­ся­га­тель­ст­ва на объ­ек­ты куль­ту­ры. Не­га­тив­ное воз­дей­ст­вие на со­стоя­ние Н. б. в этой сфе­ре уси­ли­ва­ют по­пыт­ки пе­ре­смот­ра взгля­дов на ис­то­рию Рос­сии, её роль и ме­сто в ми­ро­вой ис­то­рии, про­па­ган­да об­раза жиз­ни, в ос­но­ве ко­то­ро­го – все­доз­во­лен­ность и на­си­лие, ра­со­вая, нац. и ре­лиг. не­тер­пи­мость.

В эко­ло­гич. сфе­ре на со­стоя­ние Н. б. не­га­тив­ное воз­дей­ст­вие ока­зы­ва­ет ис­то­ще­ние ми­ро­вых за­па­сов ми­не­раль­но-сырь­е­вых, вод­ных и био­ло­гич. ре­сур­сов, а так­же на­ли­чие в РФ эко­ло­ги­че­ски не­бла­го­по­луч­ных ре­гио­нов. Со­стоя­ние Н. б. в этой сфе­ре усу­губ­ля­ет­ся со­хра­не­ни­ем зна­чит. ко­ли­че­ст­ва опас­ных про­из­водств, дея­тель­ность ко­то­рых ве­дёт к на­ру­ше­нию эко­ло­гич. ба­лан­са, вклю­чая на­ру­ше­ние са­ни­тар­но-эпи­де­мио­ло­гич. и/или са­ни­тар­но-ги­гие­нич. стан­дар­тов по­треб­ля­е­мой на­се­ле­ни­ем стра­ны пить­е­вой во­ды; вне нор­ма­тив­но­го пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния и над­зо­ра ос­та­ют­ся ра­дио­актив­ные от­хо­ды не­ядер­но­го то­п­лив­но­го цик­ла. На­рас­та­ет стра­те­гич. риск ис­чер­па­ния за­па­сов важ­ней­ших ми­не­раль­но-сырь­е­вых ре­сур­сов стра­ны, па­да­ет до­бы­ча мно­гих стра­те­ги­че­ски важ­ных по­лез­ных ис­ко­пае­мых.

Дей­ст­вия го­су­дар­ст­ва по обес­пе­че­нию Н. б. рег­ла­мен­ти­ру­ют­ся спе­ци­аль­но соз­да­вае­мой пра­во­вой нор­ма­тив­ной ба­зой. Осн. нор­ма­тив­ный акт в об­лас­ти Н. б. РФ – Кон­сти­ту­ция РФ (1993), а Фе­де­раль­ный за­кон «О безо­пас­но­сти» (2010) оп­ре­де­ля­ет прин­ци­пы и за­кре­п­ля­ет пра­во­вые ос­но­вы обес­пе­че­ния безо­пас­но­сти, рас­кры­ва­ет со­дер­жа­ние дея­тель­но­сти по обес­пе­че­нию безо­пас­но­сти и осн. на­прав­ле­ния гос. по­ли­ти­ки, пол­но­мо­чия и функ­ции фе­де­раль­ных ор­га­нов гос. вла­сти субъ­ек­тов РФ и ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния в об­лас­ти обес­пе­че­ния без­опас­но­сти. Кро­ме то­го, клю­че­вое зна­че­ние для обес­пе­че­ния Н. б. РФ име­ют фе­де­раль­ные кон­сти­туц. за­ко­ны «О во­ен­ном по­ло­же­нии» (2002), «О чрез­вы­чай­ном по­ло­же­нии» (2001), фе­де­раль­ные за­ко­ны «Об обо­ро­не» (1996), «О мо­би­ли­за­ци­он­ной под­го­тов­ке и мо­би­ли­за­ции в РФ» (1997), «Об опе­ра­тив­но-ро­зы­ск­ной дея­тель­но­сти» (1995), «О внеш­ней раз­вед­ке» (1996), «О фе­де­раль­ной служ­бе безо­пас­но­сти» (1995). Ко­ди­фи­ка­ция за­ко­но­да­тель­ст­ва в об­лас­ти Н. б. РФ не за­кон­че­на и на­хо­дит­ся в ста­дии раз­ра­бот­ки.

Со­стоя­ние Н. б. РФ за­ви­сит от эко­но­мич. по­тен­циа­ла стра­ны и эф­фек­тив­но­сти функ­цио­ни­ро­ва­ния сис­те­мы обес­пе­че­ния Н. б. (СОНБ), в ко­то­рую вхо­дят гос. и об­ществ. под­сис­те­мы. К гос. под­сис­те­ме от­но­сят­ся гос. ин­сти­ту­ты (за­коно­дат., ис­пол­нит., су­деб­ные), при­ни­маю­щие уча­стие в про­цес­се вы­ра­бот­ки ре­ше­ний и реа­ли­за­ции мер по­ли­тич., пра­во­во­го, ор­га­ни­зац., эко­но­мич., во­ен­но­го и ино­го ха­рак­те­ра, на­прав­лен­ных на обес­пе­че­ние Н. б. Об­ществ. под­сис­те­ма вклю­ча­ет в се­бя об­ществ. струк­ту­ры разл. уров­ня, а так­же ча­ст­ных лиц, роль ко­то­рых оп­ре­де­ля­ет­ся воз­мож­но­стью вы­пол­нять сле­дую­щие функ­ции: пре­ду­пре­ж­де­ние о воз­ник­но­ве­нии ис­точ­ни­ков со­ци­аль­ной на­пря­жён­но­сти и на­зре­ва­нии кри­зис­ных си­туа­ций; борь­ба с со­ци­аль­ны­ми и мо­раль­ны­ми по­ро­ка­ми, кор­руп­ци­ей; раз­ви­тие гражд. са­мо­соз­на­ния; реа­ли­за­ция об­ществ. кон­тро­ля за дея­тель­но­стью ор­га­нов вла­сти; от­стаи­ва­ние прав и сво­бод гра­ж­дан и ин­те­ре­сов об­ще­ст­ва; фор­ми­ро­ва­ние об­ществ. мне­ния и воз­дей­ст­вие на не­го; при­вле­че­ние гра­ж­дан к прак­тич. дея­тель­но­сти по обе­с­пе­че­нию об­ществ. безо­пас­но­сти, дос­ти­же­нию об­ще­гра­ж­дан­ско­го ми­ра и со­гла­сия. На­ли­чие и од­но­вре­мен­ное функ­цио­ни­ро­ва­ние этих со­став­ных час­тей СОНБ соз­да­ёт ста­биль­ность в стра­не и не­об­ходи­мое рав­но­ве­сие, спо­соб­ное убе­речь об­ще­ст­во и го­су­дар­ст­во от рас­ко­ла и со­ци­аль­ных по­тря­се­ний.

Ос­но­ву СОНБ со­став­ля­ют си­лы и сред­ст­ва обес­пе­че­ния Н. б. К си­лам обес­пе­че­ния Н. б. от­но­сят­ся: Воо­руж. Си­лы РФ, др. вой­ска, во­ин­ские фор­ми­ро­ва­ния и ор­га­ны, в ко­то­рых фе­де­раль­ным за­ко­но­да­тель­ст­вом пре­ду­смот­ре­на во­ен­ная служ­ба и/или пра­во­ох­ра­ни­тель­ная служ­ба, а так­же фе­де­раль­ные ор­га­ны гос. вла­сти, при­ни­маю­щие уча­стие в обес­пе­че­нии Н. б. го­су­дар­ст­ва на ос­но­ва­нии за­ко­но­да­тель­ст­ва РФ. Сред­ст­ва­ми обес­пе­че­ния Н. б. в тех­нич. от­но­ше­нии яв­ля­ют­ся тех­но­ло­гии, а так­же тех­нич., про­грамм­ные, лин­гвис­тич., пра­во­вые, ор­га­ни­зац. сред­ст­ва, вклю­чая те­ле­ком­му­ни­кац. ка­на­лы, ис­поль­зуе­мые в сис­те­ме обес­пе­че­ния Н. б. для сбо­ра, фор­ми­ро­ва­ния, об­ра­бот­ки, пе­ре­да­чи или приё­ма ин­фор­ма­ции о со­стоя­нии Н. б. и ме­рах по её ук­ре­п­ле­нию. В функ­цио­наль­ном от­но­ше­нии Н. б. обес­пе­чи­ва­ет­ся ком­плек­сом мер ди­пло­ма­тич., во­ен., эко­но­мич., ин­фор­ма­ци­он­но­го и ино­го ха­рак­те­ра.

Об­щее ру­ко­во­дство гос. ор­га­на­ми обес­пе­че­ния безо­пас­но­сти осу­ще­ст­в­ля­ет Пре­зи­дент РФ. Он фор­ми­ру­ет и воз­глав­ля­ет Со­вет безо­пас­но­сти РФ, ру­ко­во­дит в пре­де­лах сво­их кон­сти­туц. пол­но­мо­чий ор­га­на­ми и си­ла­ми обес­пе­че­ния Н. б.; оп­ре­де­ля­ет осн. на­прав­ле­ния гос. по­ли­ти­ки в об­лас­ти обес­пе­че­ния безо­пас­но­сти, ут­вер­жда­ет стра­те­гию Н. б. РФ, иные кон­цеп­ту­аль­ные и док­три­наль­ные до­ку­мен­ты в об­лас­ти обес­пе­че­ния безо­пас­но­сти; при­ни­ма­ет в со­от­вет­ст­вии с за­ко­но­да­тель­ст­вом РФ ре­ше­ние о при­ме­не­нии спец. эко­но­мич. мер в це­лях обес­пе­че­ния безо­пас­но­сти, ме­ры по за­щи­те гра­ж­дан от пре­ступ­ных и иных про­ти­во­прав­ных дей­ст­вий, по про­ти­во­дей­ст­вию тер­ро­риз­му и экс­тре­миз­му; ре­ша­ет во­про­сы, свя­зан­ные с обес­пе­че­ни­ем за­щи­ты ин­фор­ма­ции и го­су­дар­ст­вен­ной тай­ны, на­се­ле­ния и тер­ри­то­рий от чрез­вы­чай­ных си­туа­ций; вы­сту­па­ет с еже­год­ны­ми по­сла­ния­ми Фе­де­раль­но­му со­б­ра­нию РФ, об­ра­ще­ния­ми и ди­рек­ти­ва­ми по про­бле­мам Н. б.; ус­та­нав­ли­ва­ет ком­пе­тен­цию фе­де­раль­ных ор­га­нов ис­пол­нит. вла­сти в об­лас­ти обес­пе­че­ния безо­пас­но­сти, дея­тель­но­стью ко­то­рых он ру­ко­во­дит. В во­ен. об­лас­ти в функ­ции Пре­зи­ден­та РФ вхо­дит ру­ко­во­дство строи­тель­ством, под­го­тов­кой и при­ме­не­ни­ем во­ен. ор­га­ни­за­ции го­су­дар­ст­ва, ут­вер­жде­ние во­ен­ной док­три­ны, осу­ще­ст­в­ле­ние функ­ций Вер­хов­но­го глав­но­ко­ман­дую­ще­го Во­оруж. Си­ла­ми (ВС) РФ, вве­де­ние на тер­ри­то­рии РФ или в от­дель­ных её ме­ст­но­стях во­ен­но­го по­ло­же­ния в слу­чае аг­рес­сии про­тив Рос­сии или не­по­средств. во­ен. уг­ро­зы. При воз­ник­но­ве­нии внутр. уг­роз Пре­зи­дент РФ мо­жет вво­дить на тер­ри­то­рии РФ или от­дель­ных её ме­ст­но­стях чрез­вы­чай­ное по­ло­же­ние с не­за­мед­лит. со­об­ще­ни­ем об этом Со­ве­ту Фе­де­ра­ции и Го­су­дар­ст­вен­ной ду­ме.

Центр. эле­мен­том СОНБ яв­ля­ет­ся кон­сти­туц. со­ве­щат. ор­ган – Со­вет безо­пас­но­сти (СБ) РФ, осу­ще­ст­в­ляю­щий под­го­тов­ку ре­ше­ний Пре­зи­ден­та РФ по вопро­сам обес­пе­че­ния безо­пас­но­сти, ор­га­ни­за­ции обо­ро­ны, во­ен­но­го строи­тель­ст­ва, обо­рон­но­го про­из-ва, по иным во­про­сам, свя­зан­ным с за­щи­той кон­сти­туц. строя, су­ве­ре­ни­те­та, не­за­ви­си­мо­сти и тер­ри­то­ри­аль­ной це­ло­ст­но­сти РФ, а так­же по во­про­сам ме­ж­ду­нар. со­труд­ни­че­ст­ва в об­лас­ти обес­пе­че­ния безо­пас­но­сти.

В фор­ми­ро­ва­нии и реа­ли­за­ции по­ли­ти­ки обес­пе­че­ния Н. б. РФ при­ни­ма­ют уча­стие так­же Фе­де­раль­ное со­б­ра­ние РФ, Пра­ви­тель­ст­во РФ, су­деб­ные ор­га­ны, Про­ку­ра­ту­ра РФ, фе­де­раль­ные ор­га­ны ис­пол­нит. вла­сти и ор­га­ны ис­пол­нит. вла­сти субъ­ек­тов РФ в пре­де­лах сво­их пол­но­мо­чий.

Реа­ли­за­ция гос. по­ли­ти­ки в об­лас­ти Н. б. обес­пе­чи­ва­ет­ся за счёт кон­со­ли­да­ции уси­лий и ре­сур­сов ор­га­нов гос. вла­сти, ин­сти­ту­тов гра­ж­дан­ско­го об­ще­ст­ва пу­тём ком­плекс­но­го ис­поль­зо­ва­ния по­ли­тич., ор­га­ни­зац., со­ци­аль­но-эко­но­мич., пра­во­вых и иных мер, раз­ра­бо­тан­ных в рам­ках стра­те­гич. пла­ни­ро­ва­ния, под ко­то­рым по­ни­ма­ет­ся оп­ре­де­ле­ние осн. на­прав­ле­ний, спо­со­бов и средств дос­ти­же­ния стра­те­гич. це­лей ус­той­чи­во­го раз­ви­тия РФ и обес­пе­че­ния нац. безо­пас­но­сти.

От­прав­ным мо­мен­том пла­ни­ро­ва­ния в об­лас­ти Н. б. в РФ вы­сту­па­ют док­три­наль­ные по­ло­же­ния дей­ст­вую­ще­го Пре­зи­ден­та, ко­то­рые от­ра­жа­ют­ся в по­сла­ни­ях Фе­де­раль­но­му со­б­ра­нию и бюд­жет­ных по­сла­ни­ях. Пла­ни­ро­ва­ние в об­лас­ти Н. б. ба­зи­ру­ет­ся на фун­дам. по­ло­же­нии о взаи­мо­свя­зи и взаи­мо­за­ви­си­мо­сти ус­той­чи­во­го раз­ви­тия го­су­дар­ст­ва и обес­пе­че­ния Н. б. По­это­му на ос­но­ва­нии по­сла­ний раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся Стра­те­гия Н. б. РФ и Кон­цеп­ция дол­го­сроч­но­го со­ци­аль­но-эко­но­мич. раз­ви­тия РФ, ко­то­рые по за­мыс­лу, струк­ту­ре и со­дер­жа­нию взаи­мо­увя­за­ны. Стра­те­гия Н. б. раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся на пер­спек­ти­ву до 20 лет и уточ­ня­ет­ся ка­ж­дые 5 лет. Она оп­ре­де­ля­ет (уточ­ня­ет): уг­ро­зы Н. б. и стра­тегич. рис­ки для ус­той­чи­во­го раз­ви­тия РФ; стра­те­гич. нац. при­ори­те­ты и стра­те­гич. це­ли в разл. сфе­рах Н. б.; по­ря­док и ме­ры реа­ли­за­ции стра­те­гич. при­ори­те­тов и це­лей; ха­рак­тер стра­те­гич. об­ста­нов­ки, вклю­чая роль и ме­сто РФ в ми­ре, а так­же внут­рен­нее по­ли­тич. и со­ци­аль­но-эко­но­мич. со­стоя­ние стра­ны, за­да­чи обес­пе­че­ния нац. безо­пас­но­сти.

Гл. цель ре­сурс­но­го обес­пе­че­ния Н. б. – удов­ле­тво­ре­ние по­треб­но­стей СОНБ в фи­нан­со­вых сред­ст­вах и ма­те­ри­аль­ных ре­сур­сах пу­тём: свое­вре­мен­но­го и пол­но­го фи­нан­со­во­го обес­пе­че­ния ре­шае­мых СОНБ за­дач; раз­ви­тия на­уч.-тех­нич., тех­но­ло­гич. и про­из­водств. ба­зы стра­ны, обо­рон­ной и гражд. ин­фра­струк­ту­ры в ин­те­ре­сах обес­пе­че­ния Н. б.; по­вы­ше­ния со­ци­аль­но­го уров­ня во­ен­но­слу­жа­щих, со­труд­ни­ков пра­во­ох­ра­нит. ор­га­нов и спец. служб, гра­ж­дан, ра­бо­таю­щих в обо­рон­но-пром. ком­плек­се; обес­пе­че­ния функ­цио­ни­ро­ва­ния и со­вер­шен­ст­во­ва­ния мо­би­ли­зац. го­тов­но­сти и мо­би­ли­зац. под­го­тов­ки эко­но­ми­ки и на­се­ле­ния стра­ны, на­ко­п­ле­ния и со­дер­жа­ния за­па­сов ма­те­ри­аль­ных средств; осу­ще­ст­в­ле­ния взаи­мо­вы­год­но­го ме­ж­ду­нар. во­ен.-тех­нич. со­труд­ни­че­ст­ва. Важ­ней­шим по­ка­за­те­лем ре­сурс­но­го обес­пе­че­ния вы­сту­па­ют ас­сиг­но­ва­ния на ну­ж­ды Н. б. Фи­нан­си­ро­ва­ние дея­тель­но­сти по обес­пе­че­нию без­опас­но­сти в за­ви­си­мо­сти от со­дер­жа­ния и мас­шта­бов про­грамм, ха­рак­те­ра чрез­вы­чай­ных си­туа­ций и их по­след­ст­вий осу­ще­ст­в­ля­ет­ся за счёт средств бюд­же­та РФ, бюд­же­тов её субъ­ек­тов, а так­же вне­бюд­жет­ных средств.

Оцен­ка со­стоя­ния Н. б. РФ про­во­дит­ся на ос­но­ве ана­ли­за сле­дую­щих ха­рак­те­ри­стик: уров­ня без­ра­бо­ти­цы (до­ля от эко­но­ми­че­ски ак­тив­но­го на­се­ле­ния); де­циль­но­го ко­эф­фи­ци­ен­та (со­от­но­ше­ние до­хо­дов 10% наи­бо­лее и 10% наи­ме­нее обес­пе­чен­но­го на­се­ле­ния); уров­ня рос­та по­тре­би­тель­ских цен; уров­ня гос. внеш­не­го и внутр. дол­га в про­цент­ном от­но­ше­нии от ВВП; уров­ня обес­пе­чен­но­сти ре­сур­са­ми здра­во­охра­не­ния, куль­ту­ры, об­ра­зо­ва­ния и нау­ки в про­цент­ном от­но­ше­нии от ВВП; уров­ня еже­год­но­го об­нов­ле­ния воо­ру­же­ния, во­ен. и спец. тех­ни­ки; уров­ня обес­пе­чен­но­сти во­ен. и инж.-тех­нич. кад­ра­ми.

В др. го­су­дар­ст­вах под­хо­ды к оп­ре­деле­нию тер­ми­на «Н. б.» и его со­дер­жа­ния име­ют не­ко­то­рые от­ли­чия. Напр., в США это – со­би­рат. тер­мин, до нач. 21 в. тра­ди­ци­он­но ох­ва­ты­вав­ший про­бле­мы внеш­ней по­ли­ти­ки, во­ен. и эко­но­мич. безо­пас­но­сти. Позд­нее в это по­ня­тие во­шли про­бле­мы борь­бы с экс­тре­миз­мом и тер­ро­риз­мом, пре­дот­вра­ще­ния рас­про­стра­не­ния ОМП, без­опас­но­сти в ин­фор­мац. сфе­ре, обес­пе­че­ния сво­бо­ды дей­ствий в кос­мо­се, ки­бер­про­стран­ст­ве и др. Осн. до­ку­мен­том, оп­ре­де­ляю­щим амер. по­ли­ти­ку в об­лас­ти обес­пе­че­ния Н. б., яв­ля­ет­ся «Стра­те­гия на­цио­наль­ной без­опас­но­сти США», ко­то­рая, со­глас­но за­ко­ну «О ре­ор­га­ни­за­ции обо­ро­ны» (1986; т. н. за­кон Гол­дуо­те­ра – Ни­кол­са), ад­ми­ни­ст­ра­ция США обя­за­на еже­год­но пред­став­лять Кон­грес­су в фор­ме еже­год­но­го по­сла­ния пре­зи­ден­та. Со­дер­жа­ние Стра­те­гии Н. б. США слу­жит ос­но­вой для фор­ми­ро­ва­ния па­ке­та др. док­три­наль­ных до­ку­мен­тов вто­ро­го уров­ня, рас­смат­ри­ваю­щих про­бле­мы Н. б. В Ве­ли­ко­бри­та­нии счи­та­ет­ся, что по­ни­ма­ние Н. б. оп­ре­де­ля­ет­ся со­дер­жа­ни­ем собств. ин­те­ре­сов, а так­же спо­со­бов и средств их за­щи­ты. Наи­бо­лее важ­ной за­да­чей пра­ви­тель­ст­ва Ве­ли­ко­бри­та­нии в об­лас­ти безо­пас­но­сти яв­ля­ет­ся обес­пе­че­ние не­за­ви­си­мо­сти и тер­ри­то­ри­аль­ной це­ло­стно­сти стра­ны. В боль­шин­ст­ве стран по­ня­тие «Н. б.» тес­но увя­за­но с обес­пе­че­ни­ем во­ен. безо­пас­но­сти. Так, во Фран­ции офи­ци­аль­но тер­мин «Н. б.» от­сут­ст­ву­ет. Он фак­ти­че­ски за­ме­ня­ет­ся по­ня­ти­ем «нац. обо­ро­на», ко­то­рое объ­е­ди­ня­ет про­бле­мы ис­поль­зо­ва­ния воо­руж. сил, ди­пло­ма­тии, эко­но­ми­ки, гражд. обо­ро­ны, нау­ки и тех­но­ло­гий для за­щи­ты франц. ин­те­ре­сов. В Из­раи­ле глав­ной и наи­бо­лее раз­ра­бо­тан­ной со­став­ляю­щей кон­цеп­ции Н. б. стра­ны вы­сту­па­ет во­ен. док­три­на. В КНР по­ня­тие «обес­пе­че­ния Н. б.» ото­жде­ст­в­ля­ет­ся с обо­ро­ной. При этом офиц. це­лью кит. по­ли­ти­ки Н. б. яв­ля­ет­ся «со­хра­не­ние мир­ной ок­ру­жаю­щей сре­ды в ин­те­ре­сах по­сту­па­тель­но­го эко­но­ми­че­ско­го рос­та».

Лит.: Кон­цеп­ция на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти РФ. М., 1998; Общая тео­рия на­цио­наль­ной без­опас­но­сти. 2-е изд. М., 2005; Ос­но­вы на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти. М., 2008; Стра­те­гия на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти РФ до 2020 г. // Со­б­ра­ние за­ко­но­да­тель­ст­ва РФ. 2009. № 20; Ло­гу­нов А. Б. Ре­гио­наль­ная и на­цио­наль­ная безо­пас­ность. 2-е изд. М., 2011; Безо­пас­ность Рос­сии. Пра­во­вые, со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ские и на­уч­но-тех­ни­че­ские ас­пек­ты: Ос­но­во­по­ла­гаю­щие го­су­дар­ст­вен­ные до­ку­мен­ты. М., 2012.

Вернуться к началу