НАЦИОНА́ЛЬНАЯ БЕЗОПА́СНОСТЬ
-
Рубрика: Военное дело
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НАЦИОНА́ЛЬНАЯ БЕЗОПА́СНОСТЬ, состояние защищённости отдельной страны и её населения от внутренних и внешних угроз во всех сферах жизнедеятельности.
Впервые политич. понятие «Н. б.» употребил в 1901 амер. президент Т. Рузвельт в послании к нации. Официально термин «Н. б.» появился в 1947 с принятием в США закона «О нац. безопасности». В РФ термин «Н. б.» выступил как развитие термина «безопасность», сформулированного в Федеральном законе РФ «О безопасности» (1992). Согласно «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (2009), Н. б. – состояние защищённости личности, общества и государства от внутр. и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституц. права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие РФ, оборону и безопасность государства. Любая прямая или косвенная возможность нанесения ущерба этим правам, свободам, суверенитету и пр. является угрозой Н. б. Для рос. государства и общества в конкретных сферах их жизнедеятельности к осн. угрозам и источникам угроз Н. б. относятся следующие.
В сфере воен. безопасности – политика зарубежных стран, направленная на достижение преобладающего превосходства в воен. сфере, прежде всего в стратегических ядерных силах, путём развития высокоточных, информац. и др. высокотехнологич. средств ведения вооруж. борьбы, стратегич. вооружений в неядерном оснащении, формирования в одностороннем порядке глобальной системы противоракетной обороны и милитаризации околоземного космического пространства, способных привести к новому витку гонки вооружений, а также на распространение ядерных, химич., биологич. технологий, произ-во оружия массового поражения либо его компонентов и средств доставки. Негативное воздействие на состояние воен. безопасности РФ и её союзников усугубляется отходом от междунар. договорённостей в области ограничения и сокращения вооружений, а также действиями, направленными на нарушение устойчивости систем гос. и воен. управления, предупреждения о ракетном нападении, контроля космич. пространства, функционирования стратегич. ядерных сил, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной и химич. пром-сти, др. потенциально опасных объектов.
В сфере гос. и обществ. безопасности – разведывательная и иная деятельность спец. служб и организаций иностр. государств, а также отд. лиц, направленная на нанесение ущерба безопасности РФ; деятельность террористич. организаций, группировок и отд. лиц, направленная на насильств. изменение основ конституц. строя РФ, дезорганизацию нормального функционирования органов гос. власти (включая насильств. действия в отношении гос., политич. и обществ. деятелей), уничтожение воен. и пром. объектов, предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества, устрашение населения, в т. ч. путём применения ядерного оружия и химического оружия либо опасных радиоактивных, химич. и биологич. веществ; экстремистская деятельность националистич., религ., этнич. и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности РФ, дестабилизацию внутриполитич. и социальной ситуации в стране; деятельность транснациональных преступных организаций и группировок, связанная с незаконным оборотом наркотич. средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, ВВ; сохраняющийся рост преступных посягательств, направленных против личности, собственности, гос. власти, обществ. и экономич. безопасности, а также связанных с коррупцией.
В экономич. сфере гл. стратегич. рисками и угрозами Н. б. на долгосрочную перспективу являются: сохранение экспортно-сырьевой модели развития нац. экономики, снижение конкурентоспособности и высокая зависимость её важнейших сфер от внешнеэкономич. конъюнктуры, потеря контроля над нац. ресурсами, ухудшение состояния сырьевой базы пром-сти и энергетики, неравномерное развитие регионов и прогрессирующая трудонедостаточность, низкая устойчивость и защищённость нац. финансовой системы, сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, а также незаконной миграции. Прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности в экономич. сфере могут оказать дефицит топливно-энергетич., водных и биологич. ресурсов, принятие дискриминац. мер и усиление недобросовестной конкуренции в отношении РФ, а также кризисные явления в мировой финансово-банковской системе.
В сфере науки, технологий и образования прямое негативное воздействие на обеспечение Н. б. оказывают отставание в переходе в последующий технологич. уклад, зависимость от импортных поставок науч. оборудования, приборов и электронной компонентной базы, стратегич. материалов, несанкциониров. передача за рубеж конкурентоспособных отеч. технологий, необоснованные односторонние санкции в отношении науч. и образоват. организаций РФ, недостаточное развитие нормативной правовой базы и слабая мотивация в сфере инновац. и пром. политики, низкие уровень социальной защищённости инж.-технич., профессорско-преподават. и педагогич. состава и качество общего среднего образования, профессионального начального, среднего и высшего образования.
В сфере здравоохранения и здоровья нации одной из гл. угроз Н. б. являются: возникновение масштабных эпидемий и пандемий, массовое распространение ВИЧ-инфекции, туберкулёза, наркомании и алкоголизма, повышение доступности психоактивных и психотропных веществ. Прямое негативное воздействие на обеспечение Н. б. в этой сфере оказывают низкие эффективность системы мед. страхования и качество подготовки и переподготовки специалистов здравоохранения, недостаточный уровень социальных гарантий и оплаты труда мед. работников и финансирования развития системы высокотехнологичной мед. помощи, незавершённость формирования нормативной правовой базы здравоохранения в целях повышения доступности и реализации гарантий обеспечения населения мед. помощью.
В сфере культуры гл. угрозы Н. б.: засилье продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоёв (см. Маргинальность), и противоправные посягательства на объекты культуры. Негативное воздействие на состояние Н. б. в этой сфере усиливают попытки пересмотра взглядов на историю России, её роль и место в мировой истории, пропаганда образа жизни, в основе которого – вседозволенность и насилие, расовая, нац. и религ. нетерпимость.
В экологич. сфере на состояние Н. б. негативное воздействие оказывает истощение мировых запасов минерально-сырьевых, водных и биологич. ресурсов, а также наличие в РФ экологически неблагополучных регионов. Состояние Н. б. в этой сфере усугубляется сохранением значит. количества опасных производств, деятельность которых ведёт к нарушению экологич. баланса, включая нарушение санитарно-эпидемиологич. и/или санитарно-гигиенич. стандартов потребляемой населением страны питьевой воды; вне нормативного правового регулирования и надзора остаются радиоактивные отходы неядерного топливного цикла. Нарастает стратегич. риск исчерпания запасов важнейших минерально-сырьевых ресурсов страны, падает добыча многих стратегически важных полезных ископаемых.
Действия государства по обеспечению Н. б. регламентируются специально создаваемой правовой нормативной базой. Осн. нормативный акт в области Н. б. РФ – Конституция РФ (1993), а Федеральный закон «О безопасности» (2010) определяет принципы и закрепляет правовые основы обеспечения безопасности, раскрывает содержание деятельности по обеспечению безопасности и осн. направления гос. политики, полномочия и функции федеральных органов гос. власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности. Кроме того, ключевое значение для обеспечения Н. б. РФ имеют федеральные конституц. законы «О военном положении» (2002), «О чрезвычайном положении» (2001), федеральные законы «Об обороне» (1996), «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» (1997), «Об оперативно-розыскной деятельности» (1995), «О внешней разведке» (1996), «О федеральной службе безопасности» (1995). Кодификация законодательства в области Н. б. РФ не закончена и находится в стадии разработки.
Состояние Н. б. РФ зависит от экономич. потенциала страны и эффективности функционирования системы обеспечения Н. б. (СОНБ), в которую входят гос. и обществ. подсистемы. К гос. подсистеме относятся гос. институты (законодат., исполнит., судебные), принимающие участие в процессе выработки решений и реализации мер политич., правового, организац., экономич., военного и иного характера, направленных на обеспечение Н. б. Обществ. подсистема включает в себя обществ. структуры разл. уровня, а также частных лиц, роль которых определяется возможностью выполнять следующие функции: предупреждение о возникновении источников социальной напряжённости и назревании кризисных ситуаций; борьба с социальными и моральными пороками, коррупцией; развитие гражд. самосознания; реализация обществ. контроля за деятельностью органов власти; отстаивание прав и свобод граждан и интересов общества; формирование обществ. мнения и воздействие на него; привлечение граждан к практич. деятельности по обеспечению обществ. безопасности, достижению общегражданского мира и согласия. Наличие и одновременное функционирование этих составных частей СОНБ создаёт стабильность в стране и необходимое равновесие, способное уберечь общество и государство от раскола и социальных потрясений.
Основу СОНБ составляют силы и средства обеспечения Н. б. К силам обеспечения Н. б. относятся: Вооруж. Силы РФ, др. войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная служба и/или правоохранительная служба, а также федеральные органы гос. власти, принимающие участие в обеспечении Н. б. государства на основании законодательства РФ. Средствами обеспечения Н. б. в технич. отношении являются технологии, а также технич., программные, лингвистич., правовые, организац. средства, включая телекоммуникац. каналы, используемые в системе обеспечения Н. б. для сбора, формирования, обработки, передачи или приёма информации о состоянии Н. б. и мерах по её укреплению. В функциональном отношении Н. б. обеспечивается комплексом мер дипломатич., воен., экономич., информационного и иного характера.
Общее руководство гос. органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ. Он формирует и возглавляет Совет безопасности РФ, руководит в пределах своих конституц. полномочий органами и силами обеспечения Н. б.; определяет осн. направления гос. политики в области обеспечения безопасности, утверждает стратегию Н. б. РФ, иные концептуальные и доктринальные документы в области обеспечения безопасности; принимает в соответствии с законодательством РФ решение о применении спец. экономич. мер в целях обеспечения безопасности, меры по защите граждан от преступных и иных противоправных действий, по противодействию терроризму и экстремизму; решает вопросы, связанные с обеспечением защиты информации и государственной тайны, населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; выступает с ежегодными посланиями Федеральному собранию РФ, обращениями и директивами по проблемам Н. б.; устанавливает компетенцию федеральных органов исполнит. власти в области обеспечения безопасности, деятельностью которых он руководит. В воен. области в функции Президента РФ входит руководство строительством, подготовкой и применением воен. организации государства, утверждение военной доктрины, осуществление функций Верховного главнокомандующего Вооруж. Силами (ВС) РФ, введение на территории РФ или в отдельных её местностях военного положения в случае агрессии против России или непосредств. воен. угрозы. При возникновении внутр. угроз Президент РФ может вводить на территории РФ или отдельных её местностях чрезвычайное положение с незамедлит. сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе.
Центр. элементом СОНБ является конституц. совещат. орган – Совет безопасности (СБ) РФ, осуществляющий подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного произ-ва, по иным вопросам, связанным с защитой конституц. строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности РФ, а также по вопросам междунар. сотрудничества в области обеспечения безопасности.
В формировании и реализации политики обеспечения Н. б. РФ принимают участие также Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, судебные органы, Прокуратура РФ, федеральные органы исполнит. власти и органы исполнит. власти субъектов РФ в пределах своих полномочий.
Реализация гос. политики в области Н. б. обеспечивается за счёт консолидации усилий и ресурсов органов гос. власти, институтов гражданского общества путём комплексного использования политич., организац., социально-экономич., правовых и иных мер, разработанных в рамках стратегич. планирования, под которым понимается определение осн. направлений, способов и средств достижения стратегич. целей устойчивого развития РФ и обеспечения нац. безопасности.
Отправным моментом планирования в области Н. б. в РФ выступают доктринальные положения действующего Президента, которые отражаются в посланиях Федеральному собранию и бюджетных посланиях. Планирование в области Н. б. базируется на фундам. положении о взаимосвязи и взаимозависимости устойчивого развития государства и обеспечения Н. б. Поэтому на основании посланий разрабатываются Стратегия Н. б. РФ и Концепция долгосрочного социально-экономич. развития РФ, которые по замыслу, структуре и содержанию взаимоувязаны. Стратегия Н. б. разрабатывается на перспективу до 20 лет и уточняется каждые 5 лет. Она определяет (уточняет): угрозы Н. б. и стратегич. риски для устойчивого развития РФ; стратегич. нац. приоритеты и стратегич. цели в разл. сферах Н. б.; порядок и меры реализации стратегич. приоритетов и целей; характер стратегич. обстановки, включая роль и место РФ в мире, а также внутреннее политич. и социально-экономич. состояние страны, задачи обеспечения нац. безопасности.
Гл. цель ресурсного обеспечения Н. б. – удовлетворение потребностей СОНБ в финансовых средствах и материальных ресурсах путём: своевременного и полного финансового обеспечения решаемых СОНБ задач; развития науч.-технич., технологич. и производств. базы страны, оборонной и гражд. инфраструктуры в интересах обеспечения Н. б.; повышения социального уровня военнослужащих, сотрудников правоохранит. органов и спец. служб, граждан, работающих в оборонно-пром. комплексе; обеспечения функционирования и совершенствования мобилизац. готовности и мобилизац. подготовки экономики и населения страны, накопления и содержания запасов материальных средств; осуществления взаимовыгодного междунар. воен.-технич. сотрудничества. Важнейшим показателем ресурсного обеспечения выступают ассигнования на нужды Н. б. Финансирование деятельности по обеспечению безопасности в зависимости от содержания и масштабов программ, характера чрезвычайных ситуаций и их последствий осуществляется за счёт средств бюджета РФ, бюджетов её субъектов, а также внебюджетных средств.
Оценка состояния Н. б. РФ проводится на основе анализа следующих характеристик: уровня безработицы (доля от экономически активного населения); децильного коэффициента (соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения); уровня роста потребительских цен; уровня гос. внешнего и внутр. долга в процентном отношении от ВВП; уровня обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от ВВП; уровня ежегодного обновления вооружения, воен. и спец. техники; уровня обеспеченности воен. и инж.-технич. кадрами.
В др. государствах подходы к определению термина «Н. б.» и его содержания имеют некоторые отличия. Напр., в США это – собират. термин, до нач. 21 в. традиционно охватывавший проблемы внешней политики, воен. и экономич. безопасности. Позднее в это понятие вошли проблемы борьбы с экстремизмом и терроризмом, предотвращения распространения ОМП, безопасности в информац. сфере, обеспечения свободы действий в космосе, киберпространстве и др. Осн. документом, определяющим амер. политику в области обеспечения Н. б., является «Стратегия национальной безопасности США», которая, согласно закону «О реорганизации обороны» (1986; т. н. закон Голдуотера – Николса), администрация США обязана ежегодно представлять Конгрессу в форме ежегодного послания президента. Содержание Стратегии Н. б. США служит основой для формирования пакета др. доктринальных документов второго уровня, рассматривающих проблемы Н. б. В Великобритании считается, что понимание Н. б. определяется содержанием собств. интересов, а также способов и средств их защиты. Наиболее важной задачей правительства Великобритании в области безопасности является обеспечение независимости и территориальной целостности страны. В большинстве стран понятие «Н. б.» тесно увязано с обеспечением воен. безопасности. Так, во Франции официально термин «Н. б.» отсутствует. Он фактически заменяется понятием «нац. оборона», которое объединяет проблемы использования вооруж. сил, дипломатии, экономики, гражд. обороны, науки и технологий для защиты франц. интересов. В Израиле главной и наиболее разработанной составляющей концепции Н. б. страны выступает воен. доктрина. В КНР понятие «обеспечения Н. б.» отождествляется с обороной. При этом офиц. целью кит. политики Н. б. является «сохранение мирной окружающей среды в интересах поступательного экономического роста».