МА́МОНТОВА РЕ́ЙД 1919
-
Рубрика: Военное дело
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МА́МОНТОВА РЕ́ЙД 1919, боевые действия 10 авг. – 19 сент. усиленного пех. частями и бронепоездами 4-го Донского конного корпуса ген.-л. К. К. Мамонтова в тылу сов. Юж. фронта в ходе Гражд. войны 1917–22.
Узнав о подготовке наступления сов. войск (см. Августовское наступление 1919), командование Вооружённых сил Юга России (ВСЮР) решило организовать рейд кав. корпуса по тылам сов. Юж. фронта с целью сорвать его наступление, а также оказать содействие гл. силам Донской армии, наступавшим на лискинском направлении. Утром 10 авг. 4-й Донской конный корпус (ок. 6 тыс. сабель, 3 тыс. штыков, 12 орудий, 7 бронепоездов, 3 бронеавтомобиля) прорвал фронт на стыке советских 8-й и 9-й армий (северо-западнее Новохопёрска) и устремился на север. Командование Юж. фронта попыталось ликвидировать прорыв казачьей конницы собств. силами, но успеха не достигло: 18 авг. мамонтовцы заняли Тамбов, а 22 авг. – Козлов (Мичуринск), где находился штаб Юж. фронта. В сложившейся обстановке Совет Обороны страны 23 авг. постановил ввести воен. положение в 6 губерниях (в т. ч. Воронежской и Тамбовской); образовать в уездных городах и на ж.-д. станциях ревкомы для мобилизации всех сил и средств на оборону своих территорий и подавления возможных контрреволюц. выступлений. Общее руководство деятельностью ревкомов осуществлял РВСР, назначивший 25 авг. чл. РВС Юж. фронта М. М. Лашевича команд. войсками Внутр. фронта (к 10 сент. насчитывал ок. 10,5 тыс. штыков, 1,5 тыс. сабель, 212 пулемётов, 67 орудий, а также авиацию и бронепоезда), на который возлагалась задача ликвидации М. р. Кроме того, командованию Внутр. фронта были подчинены вооруж. отряды коммунистов-добровольцев и части особого назначения (всего ок. 11 тыс. чел.). Воспользовавшись несогласованностью действий сов. войск, корпус Мамонтова 25 авг. начал наступление из Козлова на запад и северо-запад. На своём пути мамонтовцы уничтожали фронтовые и армейские склады, разрушали ж.-д. станции и мосты, распустили неск. десятков тысяч мобилизованных в РККА, сформировали отд. пех. бригаду из добровольцев (впоследствии Тульская пех. дивизия ВСЮР). Отряд казаков (300 сабель) 27 авг. занял Раненбург (Чаплыгин), а сов. командование, ошибочно посчитав, что в Раненбурге находятся гл. силы противника, стало сосредотачивать в этом направлении свою осн. группировку. Тем временем Мамонтов повернул корпус на г. Лебедянь, который занял 28 авг., затем овладел Ельцом (31 авг.), Задонском (5 сент.), Касторным (6 сент.) и 11 сент. взял Воронеж. Однако 12 сент. части 4-го Донского конного корпуса были выбиты из города сов. войсками и понесли тяжёлые потери. Гл. командование РККА и командование Юж. фронта, стремясь не допустить отхода казаков Мамонтова за линию фронта, решило окружить и уничтожить их южнее Воронежа. Для этого с фронта были сняты Конный корпус С. М. Будённого и 37-я стрелк. дивизия. Но Мамонтов, вместо предполагаемого отступления на юг (вдоль левого берега Дона в район Лиски), повернул на юго-запад, 17 сент. переправился через Дон в районе Гремячье-Сторожевое и 19 сент. соединился с 3-м Кубанским конным корпусом ген.-л. А. Г. Шкуро, выдвинутым командованием ВСЮР в район Нового Оскола для содействия прорыву.
Сорокадневный М. р. дезорганизовал тыл Юж. фронта, отвлёк значит. часть его сил (ок. 40 тыс. штыков и сабель) на борьбу с казачьей конницей, однако своей осн. цели – сорвать подготовку наступления сов. войск – в значит. степени из-за несогласованности действий 4-го Донского конного корпуса с наступавшими с фронта гл. силами Донской армии не достиг. Увлёкшись грабежами, конница Мамонтова оказалась обременённой многочисл. обозами и потеряла манёвренность; её боеспособность резко снизилась, во многих частях появились признаки разложения. Первоначальный успех М. р. подтолкнул сов. командование к необходимости ускоренного формирования в РККА крупных кав. соединений.