Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«КОРЕ́ЕЦ»

  • рубрика

    Рубрика: Военное дело

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 249

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Л. Ташлыков
Канонерская лодка «Кореец». Фото кон. 1880-х гг.

«КОРЕ́ЕЦ», 1) па­рус­но-вин­то­вая ка­но­нер­ская лод­ка рос. ВМФ, про­сла­вив­шая­ся в Че­муль­пин­ском бою 1904. По­строе­на в 1886 по тех­нич. за­да­нию, сфор­му­ли­ро­ван­но­му И. А. Шес­та­ко­вым, в Шве­ции. Во­до­из­ме­ще­ние св. 1200 т, па­ро­вая ма­ши­на мощ­но­стью 1150 кВт (1564 л. с.), дли­на 62,8 м, ско­рость хо­да 13,5 уз (25 км/ч), даль­ность пла­ва­ния 2660 миль. Воо­ру­же­ние: ору­дия – два 203-мм, од­но 152-мм, че­ты­ре 107-мм, од­но 64-мм, два 47-мм и че­ты­ре 37-мм, один тор­пед­ный ап­па­рат. Эки­паж 179 чел. В 1888 во­шла в со­став Си­бир­ской во­ен. фло­ти­лии. Уча­ст­во­ва­ла в ис­сле­до­ва­ни­ях мо­рей Ти­хо­го ок., не­сла до­зор­ную служ­бу, бы­ла ста­цио­не­ром в иностр. пор­тах. В 1892 пе­ре­ква­ли­фи­ци­ро­ва­на в мо­ре­ход­ную ка­но­нер­скую лод­ку. Во вре­мя по­дав­ле­ния «Бок­сёр­ско­го вос­ста­ния» (см. Ихэ­ту­ань) в Сев. Ки­тае в 1900 в со­ста­ве рос. эс­кад­ры вы­пол­ня­ла за­да­чи по пе­ре­воз­ке, вы­сад­ке и ог­не­вой под­держ­ке де­сан­та; уча­ст­во­ва­ла во взя­тии кит. фор­тов Та­ку (Да­гу). В хо­де боя де­сан­том за­хва­тил кит. эс­кад­рен­ные ми­но­нос­цы, один из ко­то­рых во­шёл в со­став рос. фло­та и по­лу­чил назв. «Лей­те­нант Бу­ра­ков» по име­ни по­гиб­ше­го арт. офи­це­ра ка­но­нер­ской лод­ки «К.». К на­ча­лу рус.-япон. вой­ны 1904–05 вме­сте с крей­се­ром «Ва­ряг» на­хо­ди­лась на рей­де ней­траль­но­го кор. пор­та Че­муль­по (Инч­хон), где оба ко­раб­ля за­бло­ки­ро­ва­ла япон. эс­кад­ра (6 крей­се­ров, 8 ми­но­нос­цев). При по­пыт­ке про­ры­ва 27.1(9.2).1904 в мо­ре ка­но­нер­ская лод­ка под ко­манд. ка­пи­та­на 2 ран­га Г. П. Бе­ляе­ва в те­че­ние по­лу­ча­са ве­ла арт. бой с крей­се­ра­ми про­тив­ни­ка и при­кры­ва­ла ог­нём воз­вра­ще­ние по­вре­ж­дён­но­го крей­се­ра «Ва­ряг» на рейд Че­муль­по. Вви­ду не­воз­мож­но­сти про­ры­ва бло­ка­ды ко­рабль с под­ня­тым Ан­д­ре­ев­ским фла­гом в тот же день был взо­рван. Эки­паж был при­нят на борт франц. крей­се­ра «Пас­каль», вы­ве­зен в Сай­гон. Вско­ре рос. мо­ря­ки вер­ну­лись в Рос­сию, где все офи­це­ры бы­ли на­гра­ж­де­ны ор­де­ном Св. Ге­ор­гия 4-й сте­пе­ни, а чле­ны ко­манд – зна­ка­ми от­ли­чия это­го ор­де­на. В честь под­ви­га мо­ря­ков бы­ла уч­ре­ж­де­на спец. ме­даль «За бой "Ва­ря­га" и "Ко­рей­ца" при Че­муль­по», ко­то­рой бы­ли на­гра­ж­де­ны все уча­ст­ни­ки боя. В честь «К.» на­зва­ны бух­та (Лю­тяо­го­увань) на о. Ли­чан­шань и про­лив в Жёл­том м., об­сле­до­ван­ные гид­ро­гра­фич. экс­пе­ди­ци­ей на этом ко­раб­ле в 1899–1901.

2) Мо­ре­ход­ная ка­но­нер­ская лод­ка (с 1907 пе­ре­ква­ли­фи­ци­ро­ва­на в ка­но­нер­скую лод­ку) Балт. фло­та, на­зван­ная в па­мять по­гиб­ше­го «К.». По­строе­на в 1907 на Пу­ти­лов­ском за­во­де в С.-Пе­тер­бур­ге. Во­до­из­ме­ще­ние 1100 т, сум­мар­ная мощ­ность двух па­ро­вых ма­шин 590 кВт (900 л. с.), дли­на 66,5 м, ско­рость хо­да 12 уз (22,2 км/ч), даль­ность пла­ва­ния ок. 1500 миль. Воо­ру­же­ние: ору­дия – два 120-мм, че­ты­ре 75-мм (с 1913 – во­семь), три пу­ле­мё­та. Эки­паж 149 чел. В 1908 при пе­ре­хо­де на Даль­ний Вос­ток, на­хо­дясь в Сре­ди­зем­ном м., эки­паж «К.» уча­ст­во­вал в спа­са­нии по­стра­дав­ших от зем­ле­тря­се­ния жи­те­лей г. Мес­си­на на о. Си­ци­лия. То­гда же Мор. мин-во при­ня­ло ре­ше­ние о воз­вра­ще­нии его на Бал­ти­ку. До 1914 на­хо­дил­ся в со­ста­ве 2-й мин­ной ди­ви­зии, за­тем – Учеб­но-арт. от­ря­да. В 1-ю ми­ро­вую вой­ну на Або-Оланд­ской шхер­ной по­зи­ции «К.» нёс до­зор­ную служ­бу в фин. шхе­рах, ле­том 1915 в со­ста­ве Мор. сил Риж­ско­го зал. ока­зы­вал ог­не­вую под­держ­ку при­мор­ско­му флан­гу 12-й ар­мии. Вме­сте с ка­но­нер­ской лод­кой «Си­вуч» 6(19) авг. вы­ста­вил мин­ное за­гра­ж­де­ние на под­сту­пах к устью р. Зап. Дви­на. Ве­че­ром на пе­ре­хо­де ка­но­нер­ские лод­ки бы­ли пе­ре­хва­че­ны герм. ко­раб­ля­ми. В бою «Си­вуч» был по­то­п­лен, «К.» по­лу­чил по­вре­ж­де­ния, но су­мел ото­рвать­ся. 7(20) авг. взо­рван по ре­ше­нию ко­ман­ди­ра во из­бе­жа­ние за­хва­та про­тив­ни­ком.

Лит.: Флот в пер­вой ми­ро­вой вой­не. М., 1964. Т. 1–2; Мель­ни­ков Р. М. Крей­сер «Ва­ряг». 2-е изд. Л., 1983; Ис­то­рия оте­че­ст­вен­но­го су­до­строе­ния. СПб., 1995–1996. Т. 2–3; Ка­та­ев В. И. Мо­ре­ход­ные ка­но­нер­ские лод­ки ти­па «Ко­ре­ец». СПб., 2006.

Вернуться к началу