«КОРЕ́ЕЦ»
-
Рубрика: Военное дело
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«КОРЕ́ЕЦ», 1) парусно-винтовая канонерская лодка рос. ВМФ, прославившаяся в Чемульпинском бою 1904. Построена в 1886 по технич. заданию, сформулированному И. А. Шестаковым, в Швеции. Водоизмещение св. 1200 т, паровая машина мощностью 1150 кВт (1564 л. с.), длина 62,8 м, скорость хода 13,5 уз (25 км/ч), дальность плавания 2660 миль. Вооружение: орудия – два 203-мм, одно 152-мм, четыре 107-мм, одно 64-мм, два 47-мм и четыре 37-мм, один торпедный аппарат. Экипаж 179 чел. В 1888 вошла в состав Сибирской воен. флотилии. Участвовала в исследованиях морей Тихого ок., несла дозорную службу, была стационером в иностр. портах. В 1892 переквалифицирована в мореходную канонерскую лодку. Во время подавления «Боксёрского восстания» (см. Ихэтуань) в Сев. Китае в 1900 в составе рос. эскадры выполняла задачи по перевозке, высадке и огневой поддержке десанта; участвовала во взятии кит. фортов Таку (Дагу). В ходе боя десантом захватил кит. эскадренные миноносцы, один из которых вошёл в состав рос. флота и получил назв. «Лейтенант Бураков» по имени погибшего арт. офицера канонерской лодки «К.». К началу рус.-япон. войны 1904–05 вместе с крейсером «Варяг» находилась на рейде нейтрального кор. порта Чемульпо (Инчхон), где оба корабля заблокировала япон. эскадра (6 крейсеров, 8 миноносцев). При попытке прорыва 27.1(9.2).1904 в море канонерская лодка под команд. капитана 2 ранга Г. П. Беляева в течение получаса вела арт. бой с крейсерами противника и прикрывала огнём возвращение повреждённого крейсера «Варяг» на рейд Чемульпо. Ввиду невозможности прорыва блокады корабль с поднятым Андреевским флагом в тот же день был взорван. Экипаж был принят на борт франц. крейсера «Паскаль», вывезен в Сайгон. Вскоре рос. моряки вернулись в Россию, где все офицеры были награждены орденом Св. Георгия 4-й степени, а члены команд – знаками отличия этого ордена. В честь подвига моряков была учреждена спец. медаль «За бой "Варяга" и "Корейца" при Чемульпо», которой были награждены все участники боя. В честь «К.» названы бухта (Лютяогоувань) на о. Личаншань и пролив в Жёлтом м., обследованные гидрографич. экспедицией на этом корабле в 1899–1901.
2) Мореходная канонерская лодка (с 1907 переквалифицирована в канонерскую лодку) Балт. флота, названная в память погибшего «К.». Построена в 1907 на Путиловском заводе в С.-Петербурге. Водоизмещение 1100 т, суммарная мощность двух паровых машин 590 кВт (900 л. с.), длина 66,5 м, скорость хода 12 уз (22,2 км/ч), дальность плавания ок. 1500 миль. Вооружение: орудия – два 120-мм, четыре 75-мм (с 1913 – восемь), три пулемёта. Экипаж 149 чел. В 1908 при переходе на Дальний Восток, находясь в Средиземном м., экипаж «К.» участвовал в спасании пострадавших от землетрясения жителей г. Мессина на о. Сицилия. Тогда же Мор. мин-во приняло решение о возвращении его на Балтику. До 1914 находился в составе 2-й минной дивизии, затем – Учебно-арт. отряда. В 1-ю мировую войну на Або-Оландской шхерной позиции «К.» нёс дозорную службу в фин. шхерах, летом 1915 в составе Мор. сил Рижского зал. оказывал огневую поддержку приморскому флангу 12-й армии. Вместе с канонерской лодкой «Сивуч» 6(19) авг. выставил минное заграждение на подступах к устью р. Зап. Двина. Вечером на переходе канонерские лодки были перехвачены герм. кораблями. В бою «Сивуч» был потоплен, «К.» получил повреждения, но сумел оторваться. 7(20) авг. взорван по решению командира во избежание захвата противником.