«ВОЗДУ́ШНАЯ ВОЙНА́» 1940–45
-
Рубрика: Военное дело
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«ВОЗДУ́ШНАЯ ВОЙНА́» 1940–45, бомбардировки брит. и амер. ВВС территории Германии в ходе Второй мировой войны 1939–45. После начала германо-польской войны 1939, когда правительства Великобритании и Франции объявили войну Германии, брит. авиация с мая 1940 стала наносить бомбовые удары по герм. воен. объектам. Герм. авиация начала бомбардировки Великобритании в авг. 1940 (см. Битва за Англию 1940–41), пиком которых стал налёт на г. Ковентри 14 нояб., где помимо авиазавода была разрушена половина города и погибло ок. 570 мирных жителей. Брит. ВВС до нач. 1942 проводили в осн. малоэффективные ночные налёты. Положение изменилось с назначением 21.2.1942 командующим бомбардировочной авиацией брит. ВВС маршала авиации А. Харриса, сумевшего убедить руководство Великобритании, а затем и США в возможности решить исход войны массиров. использованием бомбардировочной авиации. Гл. целью бомбардировок по площадям стал «подрыв морального духа гражд. населения противника, и в особенности промышленных рабочих». С весны 1942 брит. ВВС начали применять «тысячные рейды» (первый такой налёт совершён в ночь на 31 мая, в нём участвовало 1047 самолётов). Помимо герм. городов, англичане бомбили пром. объекты Рура, цели в Италии (Милан, Турин и др.), а также базы герм. ПЛ во Франции. В сер. 1942 на Британские о-ва прибыли соединения амер. тяжёлых бомбардировщиков В-17 «Летающая крепость» (8-я возд. армия). После того как на Касабланкской конференции 1943 союзники подтвердили необходимость дальнейших массиров. налётов на Германию, возросла интенсивность «В. в.», в т. ч. бомбардировок по площадям. Так, в конце июля – начале августа на Гамбург было совершено 4 ночных и 3 дневных массиров. налёта (ок. 3 тыс. самолётов), в результате которых погибли св. 50 тыс. чел., св. 200 тыс. были ранены. Налёты амер.-брит. авиации в 1943 не повлияли на выпуск герм. воен. продукции (его рост продолжался до сер. 1944). По настоянию амер. ген. К. Спаатса и брит. маршала авиации А. Теддера в 1944 авиация союзников сосредоточилась на разрушении герм. железных дорог и уничтожении заводов синтетич. горючего. К кон. 1944 ж.-д. транспорт Германии был практически парализован, а произ-во синтетич. горючего (в результате разрушения 12 заводов, его выпускавших) упало с 316 тыс. т в мае до 17 тыс. т в сентябре. Тем не менее амер.-брит. авиация продолжала наносить удары «устрашения» по герм. городам. Сильнейшим налётам были подвергнуты Берлин, Штутгарт, Дармштадт и др., апогеем этих налётов стало уничтожение Дрездена 13–15.2.1945 (св. 3,2 тыс. бомбардировщиков превратили в руины ок. 34 тыс. зданий и уничтожили св. 25 тыс. чел., по др. данным – св. 60 тыс. чел.). ВВС Германии пытались наносить удары «возмездия» (с 1944 применяя реактивные снаряды ФАУ), но их эффективность была низкой из-за противодействия брит. ПВО.
В результате «В. в.» в Германии от бомбёжек погибло, по разным оценкам, от 300 тыс. до 1,5 млн. чел., во Франции – св. 59 тыс. чел. Из св. 955 тыс. т бомб, сброшенных союзниками на Германию, ок. 431 тыс. т упало на жилые кварталы герм. городов.