ВОЕ́ННОЕ СТРОИ́ТЕЛЬСТВО
-
Рубрика: Военное дело
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВОЕ́ННОЕ СТРОИ́ТЕЛЬСТВО, система взаимосвязанных социально-политических, нормативно-правовых, экономических, идеологических, информационно-психологических, собственно военных и др. мероприятий государства, осуществляемых в интересах создания и развития его воен. организации. Единственным институтом, обладающим легитимным правом на В. с., является государство, чью монополию на создание воен. и военизир. структур закрепляет совр. междунар. право. Осн. цели, задачи и программы В. с. определяются военной политикой и военной доктриной государства, обусловливаются уровнем развития его производит. сил и состоянием экономики, состоянием и тенденциями развития воен.-политич. обстановки в мире и регионе, характером возможных войн и вооружённых конфликтов. Существенное влияние на В. с. оказывают географич. положение государства, его принадлежность к тем или иным воен.-политическим союзам (блокам), соответствующее разделение задач в них. Осн. составляющими В. с. являются: строительство вооружённых сил (ВС); развитие и функционирование воен.-промышленного комплекса государства; распределение материальных и людских ресурсов в интересах обороны страны; создание запасов материальных ценностей, гос. и мобилизац. резервов и др. Большое значение в В. с. отводится развитию военной науки, подготовке территории государства к обороне, созданию инфраструктур системы управления и транспортной системы, гражданской обороне, воен. подготовке населения, воен. сотрудничеству. В. с. ведётся в мирное и воен. время по специальным планам; корректируется с изменением политических целей и воен.-политической обстановки в мире.
В. с. появилось с возникновением государственности. Превращение военной деятельности в относительно самостоят. вид занятий было обусловлено углубляющейся социальной дифференциацией общества, появлением и совершенствованием отличных от орудий производства средств вооруж. борьбы – оружия. С развитием экономики возрастали материальные возможности государства, увеличивались численность армий, размах воен. действий и длительность войн. По мере усложнения воен. дела, особенно с появлением массовых армий (18–19 вв.), В. с. распространяется на все стороны гос. строительства, обретает связь со всеми сферами жизни общества. Окончание «холодной войны», ослабление угрозы широкомасштабной войны и увеличение числа локальных войн и воен. конфликтов в кон. 20 – нач. 21 вв. вызвали к жизни новые направления в В. с. – формирование и подготовку воинских контингентов, предназначенных для миротворч. операций, в т. ч. по принуждению к миру силой. На каждом историч. этапе разл. государства ведут В. с. соответственно политике, экономич., демографич., научно-технич. и др. возможностям страны и особенностям её геополитич. положения (напр., США ведут В. с., позволяющее реализовывать политику мировой сверхдержавы: высокомобильные ВС, укомплектованные добровольцами-профессионалами; сеть воен. баз по всему миру; участие в многочисл. воен.-политич. блоках и союзах и пр.). Задачи, содержание и формы В. с. в РФ определены в Конституции РФ, Федеральных законах «Об обороне» (1996), «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» (1997), «О воинской обязанности и военной службе» (1998) и др., а также в Концепции национальной безопасности РФ (2000), Военной доктрине РФ (2000), Основах политики РФ в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 и дальнейшую перспективу (2001), Основах государственной политики РФ по военному строительству на период до 2010 (2002), Основах военно-технической политики РФ на период до 2015 и дальнейшую перспективу (2003) и др. нормативно-правовых документах. Осн. содержанием В. с. в РФ является поддержание воен. мощи государства и боевой способности его ВС на уровне, обеспечивающем воен. безопасность государства.