Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВОЕ́ННО-ВОЗДУ́ШНЫЕ СИ́ЛЫ

  • рубрика

    Рубрика: Военное дело

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 528-531

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Г. Цымбалов

ВОЕ́ННО-ВОЗДУ́ШНЫЕ СИ́ЛЫ (ВВС), вид воо­ру­жён­ных сил (ВС), пред­на­зна­чен­ный для от­ра­же­ния аг­рес­сии в воз­душ­но-кос­мич. сфе­ре и за­щи­ты от уда­ров с воз­ду­ха адм.-по­ли­тич. цен­тров, пром.-эко­но­мич. рай­онов, важ­ных объ­ек­тов стра­ны и груп­пи­ро­вок войск (сил), а так­же для уни­что­же­ния объ­ек­тов и войск про­тив­ни­ка с при­ме­не­ни­ем как обыч­ных, так и ядер­ных средств по­ра­же­ния, и для обес­пе­че­ния бое­вых дей­ст­вий войск (сил) др. ви­дов и ро­дов войск ВС.

Первый в мире четырёхмоторный самолёт «Русский витязь» (1913).

Пер­вые са­мо­лё­ты для ис­поль­зо­ва­ния в во­ен. це­лях поя­ви­лись в нач. 20 в. Воен. мин-ва Фран­ции (1909), Рос­сии (1909–11) и др. стран на­ча­ли при­об­ре­тать са­мо­лё­ты и го­то­вить кад­ры во­ен. лёт­чи­ков. В 1911 Ита­лия впер­вые при­ме­ни­ла авиа­цию для раз­вед­ки и бом­бар­ди­ров­ки войск про­тив­ни­ка. В Рос­сии са­мо­лё­ты в пер­вый раз бы­ли ис­поль­зо­ва­ны в во­ен. це­лях на ма­нёв­рах Пе­тер­бург­ско­го, Вар­шав­ско­го и Ки­ев­ско­го ВО в 1911, где они ве­ли возд. раз­вед­ку и фо­то­гра­фи­ро­ва­ние ме­ст­но­сти. В бое­вых ус­ло­ви­ях рос. са­мо­лё­ты впер­вые бы­ли при­ме­не­ны в 1-й Бал­кан­ской вой­не 1912–1913, в ко­то­рой рос. авиац. от­ряд дей­ст­во­вал на сто­ро­не Бол­га­рии. При­ка­зом по во­ен. ве­дом­ст­ву от 12.8.1912 все во­про­сы ор­га­ни­за­ции и раз­ви­тия во­ен. авиа­ции Рос­сии бы­ли пе­ре­да­ны Гл. управ­ле­нию Ген­шта­ба, в ко­то­ром с этой це­лью бы­ла соз­да­на Воз­ду­хо­пла­ва­тель­ная часть (да­та 12 авг. Ука­зом Пре­зи­ден­та РФ ус­та­нов­ле­на как День ВВС Рос­сии). К нач. 1-й ми­ро­вой вой­ны Рос­сия име­ла св. 200 во­ен. са­мо­лё­тов, Гер­ма­ния – св. 230, Фран­ция – ок. 160, Ав­ст­ро-Венг­рия – св. 60, Ве­ли­ко­бри­та­ния – св. 50, США и Ита­лия – по 30. Во­ен. са­мо­лё­ты мог­ли раз­ви­вать ско­рость до 120 км/ч, дос­ти­га­ли вы­со­ты 4 тыс. м и при­ме­ня­лись гл. обр. для ве­де­ния возд. раз­вед­ки и кор­рек­ти­ро­ва­ния ог­ня ар­тил­ле­рии. В 1914 в Рос­сии при­нят на воо­ру­же­ние пер­вый в ми­ре 4-мо­тор­ный бом­бар­ди­ров­щик «Илья Му­ро­мец», ко­то­рый мог брать до 400 кг авиа­бомб, а к мар­ту 1915 сфор­ми­ро­ва­на эс­кад­ра из 10 та­ких са­мо­лётов. При­ме­не­ние в хо­де вой­ны са­мо­лё­тов-раз­вед­чи­ков и бом­бар­ди­ров­щи­ков да­ло тол­чок ин­тен­сив­но­му раз­ви­тию и средств борь­бы с ни­ми – зе­нит­ной ар­тил­ле­рии и са­мо­лё­тов-ис­тре­би­те­лей, воз­ник­ли вой­ска ПВО и ис­тре­би­тель­ная авиа­ция. За го­ды 1-й ми­ро­вой вой­ны об­щая чис­лен­ность са­мо­лё­тов воюю­щих стран уве­ли­чи­лась в де­сят­ки раз. Вы­де­ли­лись ро­да авиа­ции: раз­ве­ды­ва­тель­ная, ис­тре­би­тель­ная, бом­бар­ди­ро­воч­ная. Ко­ли­че­ст­вен­ное и ка­че­ст­вен­ное раз­ви­тие авиац. тех­ни­ки по­вы­си­ло роль авиа­ции в бою, опе­ра­ции и вой­не в це­лом. Боль­шое зна­че­ние ста­ла при­об­ре­тать борь­ба за гос­под­ство в воз­ду­хе. По­сле 1-й ми­ро­вой вой­ны во всех го­су­дар­ст­вах про­дол­жал­ся рост ВВС. Осо­бен­но фор­си­ро­ван­но на­ра­щи­ва­лась возд. мощь в 1930-е гг. в ус­ло­ви­ях на­чав­шей­ся гон­ки воо­ру­же­ний, под­го­тов­ки к но­вой вой­не.

Сов. ВВС соз­да­ва­лись вме­сте с Крас­ной Ар­ми­ей. В дек. 1917 в со­ста­ве Нар­ко­ма­та по во­ен. де­лам бы­ла уч­ре­ж­де­на Все­рос. кол­ле­гия по управ­ле­нию Возд. Фло­том Рес­пуб­ли­ки. Пе­ре­ход к строи­тель­ст­ву ре­гу­ляр­ных ВВС на­чат в 1918, 24 мая об­ра­зо­ва­но Гл. управ­ле­ние Ра­бо­че-кре­сть­ян­ско­го Крас­но­го Во­ен.-Возд. Фло­та, а в сен­тяб­ре – По­ле­вое управ­ление авиа­ции и воз­ду­хо­пла­ва­ния дей­ст­вую­щей ар­мии. К но­яб. 1918 в со­ста­ве сов. ВВС бы­ло 38, а к дек. 1920 – 83 авиа­от­ря­да (в т. ч. 18 мор­ских). На фрон­тах Гражд. вой­ны 1917–22 од­но­вре­мен­но дей­ст­во­ва­ло до 350 сов. са­мо­лё­тов. В по­сле­во­ен­ные го­ды од­но­вре­мен­но с ко­ли­че­ст­вен­ным и ка­че­ст­вен­ным рос­том ВВС со­вер­шен­ст­во­ва­лась их ор­га­ни­зац. струк­ту­ра. Крас­ный Во­ен.-Возд. Флот в 1924 был пре­об­разо­ван в ВВС РККА, ко­то­рые в 1932 по­лу­чи­ли ста­тус са­мо­сто­ят. ро­да войск и со­стоя­ли из авиа­ции вой­ско­вой (в со­ста­ве об­ще­вой­ско­вых кор­пу­сов), ар­мей­ской (в со­ста­ве об­ще­вой­ско­вых ар­мий) и фрон­то­вой (ВВС ВО). В мае 1932 оформ­ля­ют­ся как са­мо­сто­ят. род войск Вой­ска ПВО, а в 1933 – тя­жё­лая бом­бар­ди­ро­воч­ная авиа­ция как сред­ст­во Глав­но­го Ко­ман­до­ва­ния. В 1938 сов. мор­ская авиа­ция бы­ла вы­ве­де­на из со­ста­ва ВВС и ста­ла од­ним из ро­дов сил фло­та. В 1936–38 в со­ста­ве ВВС соз­да­ют опе­ра­тив­ные авиац. объ­е­ди­не­ния – три ар­мии осо­бо­го на­зна­че­ния сме­шан­но­го со­ста­ва, пред­на­зна­чен­ные для ре­ше­ния са­мо­сто­ят. опе­ра­тив­ных и стра­те­гич. за­дач на ТВД, но в 1940 их рас­фор­ми­ро­вы­ва­ют и на их ба­зе соз­да­ют даль­не­бом­бар­ди­ро­воч­ные авиац. кор­пу­са од­но­род­но­го со­ста­ва. В 1937–38 для ПВО Мо­ск­вы, Ле­нин­гра­да и Ба­ку фор­ми­ру­ют кор­пу­са ПВО, Кие­ва – ди­ви­зию ПВО, др. круп­ных го­ро­дов – бри­га­ды ПВО. В 1930-е гг. в стра­не бы­ла по­строе­на мощ­ная авиац. пром-сть. В 1940–41 ос­во­ен се­рий­ный вы­пуск но­вых ис­тре­бите­лей Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, бом­бар­ди­ров­щи­ков Пе-2 и штур­мо­ви­ков Ил-2. Толь­ко за 1940 и 1-ю пол. 1941 бы­ло вы­пу­ще­но св. 12 тыс. бое­вых са­мо­лё­тов. Од­на­ко пе­ре­воо­ру­жить сов. ВВС на но­вые ти­пы са­мо­лё­тов до на­ча­ла Вел. Отеч. вой­ны не уда­лось. На во­о­ру­же­ние час­тей Войск ПВО по­сту­пи­ли 76-мм, 85-мм и 37-мм зе­нит­ные по­лу­ав­то­ма­тич. пуш­ки, про­жек­тор­ные стан­ции, аэ­ро­ста­ты за­гра­ж­де­ния, РЛС РУС-1, РУС-2 и др. тех­ни­ка. Но в це­лом бое­вая го­тов­ность ВВС Крас­ной Ар­мии не со­от­вет­ст­во­ва­ла тре­бо­ва­ни­ям то­го пе­рио­да. 25.2.1941 ЦК ВКП(б) и СНК СССР при­ня­ли поста­нов­ле­ние «О ре­ор­га­ни­за­ции авиа­ци­он­ных сил Крас­ной Ар­мии». На­чав­шая­ся Вел. Отеч. вой­на не по­зво­ли­ла за­вер­шить на­ме­чен­ные ме­ро­прия­тия, но бы­ла за­ло­же­на ос­но­ва, дав­шая воз­мож­ность вос­соз­дать ВВС по­сле тя­жё­лых по­ра­же­ний на­чаль­но­го пе­рио­да вой­ны.

Многоцелевой самолёт Су-2 (1940, СССР).

К началу 2-й ми­ро­вой вой­ны Гер­ма­ния в со­ста­ве сво­их ВВС име­ла ок. 4,1 тыс., Ита­лия – св. 2,8 тыс., Япо­ния – ок. 3,8 тыс., Ве­ли­ко­бри­та­ния – ок. 3,9 тыс., Фран­ция – св. 3,3 тыс., США – ок. 1,6 тыс. бое­вых са­мо­лё­тов. В со­ста­ве ВВС ря­да стран бы­ли соз­да­ны авиац. объ­е­ди­не­ния, спо­соб­ные ре­шать опе­ра­тив­но-стра­те­гич. за­да­чи. В Гер­ма­нии та­ки­ми объ­е­ди­не­ния­ми яв­ля­лись 5 возд. фло­тов, ка­ж­дый из ко­то­рых вклю­чал 800–1200 са­мо­лё­тов разл. ро­дов авиа­ции и пред­на­зна­чал­ся для вы­пол­не­ния бое­вых за­дач во взаи­мо­дей­ст­вии с груп­пой ар­мий и са­мо­стоя­тель­но. За го­ды Вел. Отеч. вой­ны сов. ВВС бы­ли ко­рен­ным об­ра­зом ре­ор­га­ни­зо­ва­ны. Ре­ше­ни­ем Став­ки Вер­хов­но­го Глав­но­ко­ман­до­ва­ния (ВГК) 29.6.1941 уч­ре­ж­де­на долж­ность ко­ман­дую­ще­го ВВС – зам. нар­кома обо­ро­ны, соз­дан Во­ен. со­вет ВВС. При­ня­ты ме­ры по ус­ко­рен­но­му вво­ду в строй авиац. за­во­дов, строи­тель­ст­во ко­то­рых на­ча­лось ещё до вой­ны. В ко­рот­кие сро­ки уда­лось зна­чи­тель­но уве­ли­чить мощь сов. ВВС. На воо­ру­же­ние ВВС ста­ли по­сту­пать но­вые ис­тре­би­те­ли Як-7б, Як-9, Як-3, Ла-5, Ла-7, двух­ме­ст­ные штур­мо­ви­ки Ил-2, а с ле­та 1944 – Ил-10, фрон­то­вые бом­бар­ди­ров­щи­ки Ту-2, даль­ние бом­бар­ди­ров­щи­ки Ил-4 и Пе-8, транс­порт­но-де­сант­ные са­мо­лё­ты Ли-2 (ли­цен­зи­он­ная вер­сия Ду­гла­са DC-3); пуш­ки, бом­бы, ра­дио- и ра­дио­ло­кац. стан­ции, аэ­ро­на­ви­гац. обо­ру­до­ва­ние и др. тех­ни­ка и воо­ру­же­ние. За го­ды вой­ны бы­ло на­ла­же­но се­рий­ное про­из-во 25 но­вых ти­пов са­мо­лё­тов (вклю­чая и мо­дер­ни­за­цию); все­го авиац. пром-сть вы­пус­ти­ла св. 125,6 тыс. са­мо­лё­тов, в т. ч. бое­вых и во­ен­но-транс­порт­ных – 119,3 тыс. По­став­ки со­юз­ни­ков со­ста­ви­ли ок. 20 тыс. са­мо­лё­тов. Про­изош­ли зна­чит. из­ме­не­ния в струк­ту­ре ВВС. В те­че­ние 1942 вся бое­вая авиа­ция бы­ла изъ­я­та из об­ще­вой­ско­вых ар­мий и кор­пу­сов, ВВС всех фрон­тов пре­об­ра­зо­ва­ны в возд. ар­мии, что по­зво­ли­ло мас­си­ро­ван­но при­ме­нять авиа­цию на гл. на­прав­ле­ни­ях дей­ст­вий войск и цен­тра­ли­зо­ван­но управ­лять ею. В мар­те 1942 даль­не­бом­бар­ди­ро­воч­ная авиа­ция ре­ор­га­ни­зо­ва­на в авиа­цию даль­не­го дей­ст­вия и под­чи­не­на Став­ке ВГК, а в дек. 1944 на её ба­зе соз­да­на 18-я возд. ар­мия. Су­ще­ст­вен­ные струк­тур­ные из­ме­не­ния про­изош­ли в Вой­сках ПВО. В но­яб. 1941 Вой­ска ПВО тер­ри­то­рии стра­ны бы­ли вы­де­ле­ны в са­мо­сто­ят. вид ВС. В янв. 1942 в со­ста­ве Войск ПВО тер­ри­то­рии стра­ны на пра­вах ро­да войск офор­ми­лась авиа­ция ПВО, в со­став ко­то­рой из ВВС бы­ло пе­ре­да­но 40 ис­тре­би­тель­ных авиац. пол­ков.

В го­ды вой­ны со­вер­шен­ст­во­ва­лись прин­ци­пы, фор­мы и спо­со­бы при­ме­не­ния ВВС. Бы­ли сфор­ми­ро­ва­ны отд. авиац. кор­пу­са ре­зер­ва ВГК, ко­то­рые обес­пе­чи­ва­ли бы­строе со­сре­до­то­че­ние круп­ных сил авиа­ции на гл. на­прав­ле­ни­ях дей­ст­вий су­хо­пут­ных войск. Важ­ней­шей фор­мой при­ме­не­ния ВВС ста­ли возд. опе­ра­ции в це­лях раз­гро­ма (ос­лаб­ле­ния) авиац. груп­пи­ро­вок, унич­то­же­ния опе­ра­тив­ных ре­зер­вов и сры­ва их пе­ре­во­зок, раз­ру­ше­ния важ­ных во­ен.-пром. цен­тров про­тив­ни­ка. Но­вое со­дер­жа­ние при­об­ре­ли бое­вые дей­ст­вия объ­е­ди­не­ний ВВС в об­ще­вой­ско­вых опе­ра­ци­ях. К се­ре­ди­не ле­та 1943 сов. ВВС проч­но за­вое­ва­ли стра­те­гич. гос­под­ство в воз­ду­хе. За го­ды Вел. Отеч. вой­ны они со­вер­ши­ли св. 3,1 млн. бое­вых са­мо­лё­то-вы­ле­тов и на­нес­ли про­тив­ни­ку боль­шой урон в жи­вой си­ле и бое­вой тех­ни­ке. Из 77 тыс. са­мо­лё­тов, по­те­рян­ных про­тив­ни­ком на сов.-герм. фрон­те, сов. авиа­ци­ей бы­ло унич­то­же­но 57 тыс., из них 44 тыс. в возд. бо­ях и 13 тыс. на аэ­ро­дро­мах. Зе­нит­ной ар­тил­ле­ри­ей Войск ПВО унич­то­же­но св. 7 тыс. са­мо­лё­тов про­тив­ни­ка. Об­щие бое­вые по­те­ри сов. авиа­ции за го­ды вой­ны на зем­ле и в воз­ду­хе со­ста­ви­ли ок. 45,6 тыс. са­мо­лё­тов. За про­яв­лен­ные му­же­ст­во и от­ва­гу св. 200 тыс. вои­нов-авиа­то­ров бы­ли на­гра­ж­де­ны ор­де­на­ми и ме­да­ля­ми, 2420 при­свое­но зва­ние Ге­роя Сов. Сою­за, 65 лёт­чи­ков удо­стое­ны это­го зва­ния два­ж­ды и 2 лёт­чи­ка – три­ж­ды. Ор­де­нами СССР на­гра­ж­де­ны 897 авиа­со­еди­не­ний и час­тей, 708 по­лу­чи­ли по­чёт­ное на­име­но­ва­ние и 228 удо­стое­ны зва­ния гвар­дей­ских.

Стратегический бомбардировщик «Мираж» IV (1959, Франция).
Российский стратегический ракетоносец Ту-95МС (1988, СССР).

В 1946 бы­ла вве­де­на долж­ность Глав­но­ко­ман­дую­ще­го ВВС – зам. ми­ни­ст­ра Воо­руж. Сил (за­тем зам. ми­ни­ст­ра обо­ро­ны) СССР. Штаб ВВС пре­об­ра­зо­ван в Гл. штаб ВВС. В со­ста­ве ВВС как ро­да авиа­ции вы­де­ли­лись даль­няя (1946), во­ен­но-транс­порт­ная (1955), ис­тре­би­тель­но-бом­бар­ди­ро­воч­ная (1957, вме­сто штур­мо­вой). В кон. 1950-х гг. как род войск ПВО фор­ми­ру­ют зе­нит­ные ра­кет­ные вой­ска. Вой­ска ПВО за по­сле­во­ен­ный пе­ри­од про­шли неск. ста­дий ре­ор­га­ни­за­ции. Сов. ВВС пе­ре­шли от порш­не­вой авиа­ции к ре­ак­тив­ной, бы­ли соз­да­ны вер­то­лё­ты разл. на­зна­че­ния, сфор­ми­ро­ва­ны вер­то­лёт­ные час­ти. При­ме­не­ние тур­бо­вин­то­вых и тур­бо­ре­ак­тив­ных дви­га­те­лей по­зво­ли­ло не толь­ко по­вы­сить ско­рость (до 3500 км/ч) и вы­со­ту (св. 20 км) по­лё­та, но и зна­чи­тель­но уве­ли­чить даль­ность по­лё­та (св. 10 тыс. км) и гру­зо­подъ­ём­ность са­мо­лё­тов. Для обес­пе­че­ния на­дёж­но­го са­мо­лё­то­во­ж­де­ния, точ­но­го бом­бо­ме­та­ния и стрель­бы са­мо­лё­ты ос­на­ща­ют ра­дио­элек­трон­ным обо­ру­до­ва­ни­ем, аэ­ро­дро­мы – бо­лее совр. ра­дио­тех­нич. сис­те­ма­ми по­сад­ки са­мо­лё­тов. В 1960-х гг. на воо­ру­же­ние ВВС по­сту­па­ют но­вые сред­ст­ва по­ра­же­ния – авиац. арт. ору­жие с боль­шим за­па­сом па­тро­нов и гра­нат, управ­ляе­мые и не­управ­ляе­мые ра­ке­ты, бом­бы и ра­ке­ты с ядер­ны­ми за­ря­да­ми; со­вер­шен­ст­ву­ет­ся ор­га­ни­зац. струк­ту­ра час­тей, со­еди­не­ний и объ­е­ди­не­ний. Бое­вые дей­ст­вия в Аф­га­ни­ста­не в 1979–89 по­тре­бо­ва­ли воз­рож­де­ния штур­мо­вой авиа­ции на но­вом ка­че­ст­вен­ном уров­не. Од­ним из ком­по­нен­тов стра­те­гич. ядер­ных сил ста­ла даль­няя авиа­ция, ос­но­ву ко­то­рой со­ста­ви­ли ра­ке­то­нос­цы боль­ших гру­зо­подъ­ём­но­сти и ра­диу­са дей­ст­вия. На воо­ру­же­ние фрон­то­вой авиа­ции по­сту­пи­ли сверх­зву­ко­вые все­по­год­ные бом­бар­ди­ров­щи­ки, ис­тре­би­те­ли-бом­бар­ди­ров­щи­ки, штур­мо­ви­ки, ис­тре­би­те­ли, са­мо­лё­ты-раз­вед­чи­ки, транс­порт­ные и спец. са­молё­ты. Во­ен­но-транс­порт­ная авиа­ция по­лу­чи­ла на воо­ру­же­ние совр. боль­ше­груз­ные са­мо­лё­ты. Даль­няя и во­ен­но-транс­порт­ная авиа­ция ста­ли сред­ст­вом ВГК.

ВВС ве­ду­щих зап. го­су­дарств (США, Ве­ли­ко­бри­та­нии, Фран­ции, Гер­ма­нии) в по­сле­во­ен­ный пе­ри­од так­же ос­на­ща­лись ре­ак­тив­ной авиац. тех­ни­кой, ра­ке­та­ми и бом­ба­ми разл. клас­сов и на­зна­че­ния, ко­то­рые ак­тив­но при­ме­ня­лись в хо­де ло­каль­ных войн. В строи­тель­ст­ве ВВС боль­шин­ст­ва зап. го­су­дарств осо­бое вни­ма­ние уде­ля­лось раз­ви­тию так­тич. авиа­ции как осн. сред­ст­ва дос­тав­ки опе­ра­тив­но-так­тич. ядер­ных бо­е­при­па­сов и под­держ­ки войск. Ос­но­ву са­мо­лёт­но­го пар­ка так­тич. авиа­ции со­ста­ви­ли ис­тре­би­те­ли F-15, F-16, F-111, F-117, А-6, А-10 (США), «Тор­на­до», «Ягу­ар», «Хар­ри­ер», «Лай­тинг» (Ве­ли­ко­бри­та­ния), «Ми­раж» V, «Ми­раж» 2000, «Ми­раж» F.1С (Фран­ция). Стра­те­гич. авиа­ция ос­на­ща­лась ре­ак­тив­ны­ми стра­те­гич. бом­бар­ди­ров­щи­ка­ми В-1В, В-2А, В-52Н (США), «Вул­кан», «Вик­тор» (Ве­ли­ко­бри­та­ния), «Ми­раж» (Фран­ция) и др.

ВВС РФ соз­да­ны в 1998 на ос­но­ве объ­е­ди­не­ния ВВС и Войск ПВО стра­ны в со­от­вет­ст­вии с Ука­зом Пре­зи­ден­та РФ от 16.7.1997, ко­то­рый пре­ду­смат­ри­вал со­сре­до­то­че­ние управ­ле­ния все­ми вой­ска­ми и си­ла­ми, ве­ду­щи­ми бое­вые дей­ст­вия в воз­ду­хе и с воз­ду­ха, под еди­ным ко­ман­до­ва­ни­ем. В 2003 в ВВС бы­ла пе­ре­да­на ар­мей­ская авиа­ция из со­ста­ва Су­хо­пут­ных войск. ВВС РФ вклю­ча­ют: авиа­цию, зе­нит­ные ра­кет­ные вой­ска и ра­дио­тех­нич. вой­ска, яв­ляю­щие­ся ро­да­ми войск ВВС, а так­же спец. вой­ска (раз­ве­ды­ва­тель­ные; свя­зи; ра­дио­тех­нич. обес­пе­че­ния и ав­то­ма­ти­зир. сис­тем уп­рав­ле­ния; ра­дио­элек­трон­ной борь­бы; ин­же­нер­ные; ра­ди­ац., хи­мич. и био­ло­гич. за­щи­ты; по­ис­ко­во-спа­са­тель­ные; ме­тео­ро­ло­гич.; тех­нич. обес­пе­че­ния) и тыл. В за­ви­си­мо­сти от пред­на­зна­че­ния и под­чи­нён­но­сти авиа­ция ВВС под­раз­де­ля­ет­ся на даль­нюю, фрон­то­вую (опе­ра­тив­но-так­тич.), ар­мей­скую и во­ен­но-транс­порт­ную; ис­хо­дя из ре­шае­мых за­дач и ха­рак­те­ра дей­ст­вий она под­раз­де­ля­ет­ся по ро­дам авиа­ции на бом­бар­ди­ро­воч­ную, штур­мо­вую, ис­тре­би­тель­ную, раз­ве­ды­ва­тель­ную, транс­порт­ную и спе­циаль­ную. Ор­га­ни­за­ци­он­но ВВС РФ в сво­ём со­ста­ве име­ют: Ко­ман­до­ва­ние спец. на­зна­че­ния (гл. зве­но воз­душ­но-кос­ми­че­ской обо­ро­ны стра­ны); возд. ар­мию ВГК стра­те­гич. на­зна­че­ния; возд. ар­мию ВГК во­ен­но-транс­порт­ной авиа­ции; ар­мии ВВС и ПВО; возд. ар­мии; во­ен.-учеб­ные за­ве­де­ния, на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ские и ис­пы­та­тель­ные уч­ре­ж­де­ния, со­еди­не­ния и час­ти центр. под­чи­не­ния, цен­тры бое­вой под­го­тов­ки и пе­ре­учи­ва­ния лёт­но­го со­ста­ва.

Российский фронтовой бомбардировщик Су-24 (1977, СССР).

На воо­ру­же­нии авиац. пол­ков даль­ней авиа­ции со­сто­ят стра­те­гич. ра­ке­то­нос­цы-бом­бар­ди­ров­щи­ки Ту-160, стра­те­гич. ра­ке­то­нос­цы Ту-95МС, даль­ние ра­ке­то­нос­цы-бом­бар­ди­ров­щи­ки Ту-22М3 и са­мо­лё­ты-за­прав­щи­ки Ил-78Т. Стра­те­гич. ра­ке­то­нос­цы воо­ру­же­ны вы­со­ко­точ­ны­ми авиац. стра­те­гич. кры­ла­ты­ми ра­ке­та­ми клас­са «воз­дух-по­верх­ность» в ядер­ном и обыч­ном сна­ря­же­нии (Ту-160 ещё авиац. бом­ба­ми), даль­ние ра­ке­то­нос­цы-бом­бар­ди­ров­щи­ки – авиац. бом­ба­ми и управ­ляе­мы­ми ра­ке­та­ми клас­са «воз­дух-по­верх­ность» ср. даль­но­сти в ядер­ном и обыч­ном сна­ря­же­нии. Ра­ди­ус дей­ст­вия Ту-95МС и Ту-160 с пол­ной бое­вой на­груз­кой и без до­за­прав­ки то­п­ли­вом в по­лё­те со­став­ля­ет до 5,5 тыс. км, Ту-22М3 – до 2,1 тыс. км. Авиац. пол­ки фрон­то­вой авиа­ции на воо­ру­же­нии име­ют: фрон­то­вые бом­бар­ди­ров­щики Су-24М с ра­диу­сом дей­ст­вия до 630 км и макс. бое­вой на­груз­кой 8 т; штур­мо­ви­ки Су-25 с ра­диу­сом дей­ст­вия до 470 км и макс. бое­вой на­груз­кой 4 т; ис­тре­би­те­ли МиГ-31, Су-27 и МиГ-29 разл. мо­ди­фи­ка­ций с ра­диу­сом дей­ст­вия от 400 км до 1500 км и макс. бое­вой на­груз­кой от 3 до 7 т; опе­ра­тив­но-так­тич. раз­вед­чи­ки Су-24МР и МиГ-25РБ; транс­порт­ные вер­то­лё­ты Ми-8 разл. мо­ди­фи­ка­ций. Авиац. пол­ки ар­мей­ской авиа­ции во­ору­же­ны бое­вы­ми (удар­ны­ми) вер­то­лё­та­ми Ми-24 разл. мо­ди­фи­ка­ций (ко­то­рые пла­ни­ру­ет­ся за­ме­нить вер­то­лё­та­ми К-50, К-52 и Ми-28), транс­порт­но-бое­вы­ми вер­то­лё­та­ми Ми-8МТ, тя­жё­лы­ми де­сант­но-транс­порт­ны­ми вер­то­лё­та­ми Ми-26, бес­пи­лот­ны­ми са­мо­лё­та­ми-раз­вед­чи­ка­ми ВР-3Д («Рейс-Д»). На воо­ру­же­нии авиац. пол­ков во­ен­но-транс­порт­ной авиа­ции со­сто­ят во­ен­но-транс­порт­ные са­мо­лё­ты: стра­те­ги­че­ские (даль­ние тя­жё­лые) Ан-124 и Ан-22, опе­ра­тив­но-стра­те­ги­че­ские (тя­жё­лые) Ил-76 разл. мо­ди­фи­ка­ций, вспо­мо­га­тель­ный (лёг­кий) Ан-26.

Зе­нит­ные ра­кет­ные час­ти ВВС РФ име­ют на воо­ру­же­нии ЗРК даль­не­го дей­ст­вия (до 400 км) С-400 и ср. даль­но­сти (до 150 км) С-300 (ПС, ПМУ), спо­соб­ные по­ра­жать са­мо­лё­ты (вер­то­лё­ты), кры­ла­тые ра­ке­ты и го­лов­ные час­ти опе­ра­тив­но-так­тич. бал­ли­стич. ра­кет на ко­неч­ном уча­ст­ке тра­ек­то­рии по­лё­та на вы­со­тах от 10 м до 185 км. Га­ран­ти­ро­ван­ная ве­ро­ят­ность по­ра­же­ния од­ним пус­ком возд. це­ли 0,8 и бо­лее, аэ­ро­бал­ли­стич. це­ли 0,6–0,7.

Ра­дио­тех­нич. вой­ска ВВС РФ пред­став­ле­ны ра­дио­тех­нич. бри­га­да­ми и пол­ка­ми, имею­щи­ми на воо­ру­же­нии РЛС разл. диа­па­зо­нов ра­дио­волн. Даль­ность об­на­ру­же­ния возд. и аэ­ро­бал­ли­стич. це­лей за­ви­сит от вы­со­ты их по­лё­та и со­став­ля­ет на выс. до 100 м – 40–50 км, 500 м – 80–90 км, 1 км – до 360 км. Зо­на ви­ди­мо­сти за­го­ри­зонт­ных РЛС от 900 до 2800 км.

ВВС боль­шин­ст­ва зап. го­су­дарств ор­га­ни­за­ци­он­но вклю­ча­ют авиац. ко­ман­до­ва­ния, объ­е­ди­няю­щие со­еди­не­ния и час­ти так­тич. ис­тре­би­те­лей, штур­мо­ви­ков, раз­ве­ды­ва­тель­ных и во­ен­но-транс­порт­ных са­мо­лё­тов и вер­то­лё­тов, а ВВС США, Ве­ли­ко­бри­та­нии и Фран­ции – со­еди­не­ния стра­те­гич. авиа­ции и бал­ли­стич. ра­кет. В со­став ВВС ря­да го­су­дарств вхо­дят со­еди­не­ния и час­ти ПВО, а в США – си­лы и сред­ст­ва пре­ду­пре­ж­де­ния о ра­кет­но-ядер­ном уда­ре и кон­тро­ле кос­мич. про­стран­ст­ва. США име­ют авиац. ко­ман­до­ва­ния в разл. зо­нах зем­но­го ша­ра (на Ти­хом ок., в Ев­ро­пе, на п-ове Аля­ска, в Центр. и Юж. Аме­ри­ке). ВВС США в Ев­ро­пе со­став­ля­ют ос­но­ву бое­вой мо­щи объ­е­ди­нён­ных ВВС НАТО, у ко­то­рых на воо­ру­же­нии авиац. час­тей – совр. сверх­зву­ко­вые са­мо­лё­ты, ос­на­щён­ные вы­со­ко­точ­ны­ми управ­ляе­мы­ми бом­ба­ми и ра­ке­та­ми, спо­соб­ны­ми не­сти и ядер­ные за­ря­ды.

Лит.: Со­вет­ские Во­ен­но-воз­душ­ные си­лы в Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­не 1941–1945 гг. М., 1968; Раз­ви­тие про­ти­во­воз­душ­ной обо­ро­ны. М., 1976; Вой­ска ПВО стра­ны в Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­не, 1941–1945. М., 1981; Яков­лев А. С. Со­вет­ские са­мо­ле­ты. 4-е изд. М., 1982; Ко­жев­ни­ков М. Н. Ко­ман­до­ва­ние и штаб ВВС Крас­ной Ар­мии в Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­не 1941–1945 гг. 2-е изд. М., 1985; Ру­ден­ко С. И. Кры­лья по­бе­ды. 2-е изд. М., 1985; Шу­ми­хин В. С. Со­вет­ская во­ен­ная авиа­ция, 1917–1941. М., 1986; Воз­душ­ная мощь Ро­ди­ны. М., 1988; Воо­ру­жен­ные си­лы ос­нов­ных ка­пи­та­ли­сти­че­ских го­су­дарств. М., 1988; Во­ен­ная эн­цик­ло­пе­дия. М., 1994–1997. Т. 1–2.

Вернуться к началу