ВОЕ́ННАЯ НАУ́КА
-
Рубрика: Военное дело
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВОЕ́ННАЯ НАУ́КА, система знаний о войне, строительстве и подготовке вооружённых сил (ВС) и государства к войне, принципах обеспечения военной безопасности. В. н. исследует зависимость вооруж. борьбы: от соотношения экономич., морально-политич., научно-технич. и воен. возможностей воюющих сторон; состава, организации и технич. оснащения ВС; форм и методов управления (руководства) войсками (силами) в мирное и воен. время; обучения и воспитания личного состава ВС, воен. подготовки населения. На совр. этапе объектом В. н. стала также проблема предотвращения войны, сдерживания её силовыми средствами и целенаправленными действиями воен.-политич. руководства государств и мирового сообщества. Развитие В. н. происходит на основе обобщения историч. опыта ведения войн, анализа всех видов практич. деятельности войск в мирное время, предвидения развития новых средств, вероятных форм и способов ведения войны в будущем, всестороннего изучения вероятного противника, а также тенденций развития междунар. отношений.
К осн. задачам современной В. н. относятся: исследование возможного стратегич. характера и тенденций развития вооруж. борьбы и войны в целом; разработка рациональных воен.-технич. путей предотвращения войны; исследование принципов и способов подготовки государства к отражению агрессии; разработка принципов, форм и способов подготовки и ведения вооруж. борьбы, её всестороннего обеспечения, управления войсками (силами); выявление и установление закономерностей и принципов укрепления боевой мощи государства, повышения боевой и мобилизационной готовности войск (сил); изыскание целесообразных форм и способов воинского обучения и воспитания личного состава ВС; исследование проблем военной экономики, проблем, связанных с созданием, надёжным функционированием системы управления воен. организацией в мирное и воен. время; анализ тенденций технич. оснащения ВС, исследование и разработка проблем программно-целевого планирования развития вооружения, воен. и спец. техники.
В. н. зародилась в глубокой древности. В эпоху рабовладения появились первые воен.-историч. и воен.-теоретич. труды. На основе изучения войн и сражений, их анализа историки, писатели, полководцы, учёные-философы Древней Греции, Древнего Рима и Древнего Китая создали ряд произведений (описания воен. походов, трактаты, наставления), в которых излагались рекомендации по подготовке и ведению войн и сражений. Наибольшее значение для развития В. н. в Европе имели труды воен. теоретиков Древней Греции – Геродота, Фукидида, Ксенофонта, Полибия.
В эпоху феодализма, до образования централизованных абсолютистских государств, типичными для Зап. Европы были ограниченные по целям и масштабам войны, которые велись немногочисл. армиями (напр., рыцарскими войсками). Это предопределило застой в воен.-теоретич. мысли. Прорыв в развитии воен. знаний был сделан в период зарождения буржуазных отношений. Среди воен. теоретиков этого периода выделяется Н. Макиавелли, который в трактате «О военном искусстве» (1521) изложил принципы ведения войны и закономерности развития военного искусства своей эпохи. В 16–17 вв. разрабатываются воинские уставы, которые отражают опыт войн и регламентируют воинские отношения. Один из первых уставов создал Мориц Нассауский в Нидерландах. Заметный след в истории развития отеч. воен.-теоретич. мысли в эту эпоху оставили Иван Пересветов, составивший в 16 в. для царя Ивана IV Васильевича Грозного программу воен. реформы, дьяк Посольского приказа Онисим Михайлов (Родишевский), который разработал в 1607 «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки…» (дополнен в 1621). В 1647 по указу царя Алексея Михайловича издано «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», в котором подчёркивалась необходимость освоения ратной науки и систематич. обучения войска.
В 18 – 1-й пол. 19 вв. Россия выдвинула таких талантливых полководцев и флотоводцев, как Пётр I, П. С. Салтыков, П. А. Румянцев-Задунайский, А. В. Суворов, М. И. Кутузов, Ф. Ф. Ушаков, которые внесли большой вклад в становление и развитие отеч. теории и практики воен. и воен.-мор. искусства. Пётр I разработал одну из первых отеч. концепций подготовки государства к войне, организации, обучения и воспитания рос. войск, ведения ими воен. действий. Он автор и редактор ряда воинских уставов, воен.-теоретич. и историч. трудов (Воинский устав 1716, Морской устав 1720 и др.). Суворовская «Наука побеждать» (1795–97, опубл. в 1806) была передовой теорией воен. иск-ва своего времени. А. В. Суворов воен. теорию рассматривал как систематизир. изложение начал и правил, вытекавших из боевой практики; признавал наличие объективных факторов и духовных основ, определяющих практич. воен. деятельность. Большое значение для развития рос. В. н. имела Отеч. война 1812. М. И. Кутузов, сумевший разгромить армию Наполеона I, стал основоположником стратегии военной (далее стратегия) в России.
В Зап. Европе в этот период появилась плеяда крупных воен. деятелей и теоретиков. Брит. ген. Г. Ллойд, автор труда «История Семилетней войны в Германии» (1808), одним из первых пришёл к пониманию В. н. как самостоят. отрасли науч. знаний. Он указывал на связи войны с политикой и подчёркивал значение морально-политич. фактора. Однако предмет В. н. он ограничивал лишь проблемами подготовки армии к войне. Ход и исход войны Г. Ллойд относил к компетенции полководца, т. к. эта область, по его мнению, не имеет никаких закономерностей и не поддаётся науч. исследованиям. Франц. полководец имп. Наполеон I разработал новые формы и способы ведения войны, воен. действий, новые методы подготовки и воспитания войск. Большое значение он придавал сосредоточению превосходящих сил и массированному их использованию на направлении гл. удара, стремит. внезапным действиям в целях разгрома противника по частям, созданию и умелому использованию резервов и артиллерии. А. Жомини (по происхождению швейцарец) обобщил опыт наполеоновских войн и разработал понятийный аппарат В. н. (ввёл понятия «театр войны», «театр воен. действий», «операц. зона»). Моральную силу войск он считал основной и рекомендовал всемерно поднимать дух своих войск и подавлять его в рядах противника. Нем. воен. теоретик К. фон Клаузевиц установил закономерную связь между войной и политикой, разработал теорию войны. Воен. иск-во он рассматривал в широком и узком смысле: широкий смысл – все виды деятельности, существующие ради войны (создание ВС, их комплектование, оснащение оружием, устройство, обучение); узкий – использование средств, выработанных для достижения целей войны. Идеи Мольтке Старшего стали основой для развития теории тотальной, быстротечной войны. В 18–19 вв. в Зап. Европе стали выходить воен.-энциклопедич. издания: Словарь военной инженерии и артиллерии (Нюрнберг, 1726); Опыт полной военной библиотеки (Пруссия, 1783–99); Военный словарь, или Алфавитный сборник всех военных и морских терминов (Франция, 1751–59); Словарь сухопутной армии или историческое исследование военного искусства (Франция, 1841–49) и др.
Во 2-й пол. 19 в. заметный вклад в развитие рос. воен.-теоретич. мысли внесли А. И. Астафьев, Г. И. Бутаков, М. И. Драгомиров, Г. А. Леер, С. О. Макаров, Д. А. Милютин, Н. П. Михневич, П. С. Нахимов. Они выдвинули новые концепции, создали труды, отразившие новые явления и процессы в воен. деле. Астафьев в труде «О современном военном искусстве» (ч. 1, 1856) считал, что понятие «В. н.» значительно шире, чем понятие «военное искусство», подразумевая под первым широкие теоретич. познания, относящиеся к ведению войны, воен. действиям, достижению победы, к развитию воен. дела в целом, подготовке войск. Михневич выдвинул тезис об эволюции воен. дела, подверг пересмотру давно сложившиеся в рос. воен. теории, но устаревшие взгляды. Его перу принадлежит более 30 работ по разл. вопросам В. н. Он утверждал, что В. н. «занимается изучением войны – это есть наука о войне», и полагал, что В. н. является одним из разделов социологии, поэтому рассматривал её не в отрыве от обществ. жизни, а в связи с ней. В кон. 19 – нач. 20 вв. в России были изданы Энциклопедия военных и морских наук и многотомная Военная энциклопедия, обобщившие теорию воен. дела того времени. В последней из них сформулированы принципы воен. иск-ва и дано определение В. н.: «Военная наука занимается всесторонним исследованием войны. Она изучает: 1) явления в жизни общества и 2) силы, средства и способы для ведения вооруж. борьбы. Первая область исследования входит в социальную динамику, вторая – технически военная, теория военного искусства» (т. 6, 1912).
На рубеже 19–20 вв. были созданы массовые армии, появились и стали применяться новые средства вооруж. борьбы: танки, самолёты, скорострельные пушки, пулемёты, ПЛ. Изменились масштабы и характер воен. действий, что обусловило дальнейшее развитие воен.-теоретич. мысли. Среди герм. воен. теоретиков этого периода наиболее известны К. фон дер Гольц, один из авторов «тотальной войны» («Краткий очерк искусства ведения войны в наше время», 1895), и А. фон Шлиффен. Во Франции воен. теоретик маршал Ф. Фош в трудах «О принципах войны» (1903), «О ведении войны» (1904) и «Воспоминания: Война 1914–18 гг.» (1931) осн. способом воен. действий считал наступление. Англ. и амер. теоретики Ф. Х. Коломб, А. Т. Мэхэн и др. решающую роль в вооруж. борьбе отводили воен.-мор. силам; господство на море рассматривали как осн. закон войны и необходимое условие победы над противником.
Новым толчком для развития В. н. послужила 1-я мировая война. Во время войны был приобретён опыт подготовки и проведения фронтовых и армейских наступат. и оборонит. операций, а также мор. операций, организации общевойскового, мор. и возд. боя. Большое развитие получила теория прорыва позиционной обороны. Вместе с тем не была решена в полной мере проблема развития прорыва в оперативном и стратегич. масштабах.
В период между 1-й и 2-й мировыми войнами создавались многомиллионные армии, развивались все виды ВС, при этом особое внимание уделялось танковым войскам и авиации. Под влиянием широкой моторизации ВС в 1920–1930-е гг. появились теории «механизированной (танковой) войны» и «воздушной войны».
Значит. роль в становлении и развитии В. н. Сов. государства сыграли учёные, военачальники, воен. специалисты, прошедшие воен. подготовку в дореволюционной России. М. В. Фрунзе внёс большой личный вклад в разработку теоретич. основ сов. воен. доктрины, общих основ В. н., стратегии, тактики и строительства ВС, воинского обучения и воспитания. М. Н. Тухачевский исследовал пути развития теории стратегии и осн. направления развития воен. техники. А. И. Егоров и С. С. Каменев обобщили опыт Гражд. войны 1917–22 и сформулировали ряд рекомендаций по военному строительству. Б. М. Шапошников написал фундам. труд «Мозг армии» (т. 1–3, 1927–29), в котором изложил основы стратегич. управления ВС, показал значение ГШ для обороны страны. А. А. Свечин дал глубокий анализ развития стратегии и тактики с древнейших времён до наших дней. В сер. 1930-х гг. была разработана теория глубокой операции, получившая широкое практич. применение в Вел. Отеч. войне. Наиболее весомый вклад в разработку проблем В. н. в эти годы внесли также В. А. Алафузов, Я. И. Алкснис (Астров), К. И. Величко, Г. С. Иссерсон, К. Б. Калиновский, Д. М. Карбышев, С. Н. Красильников, А. Н. Лапчинский, С. А. Меженинов, В. К. Триандафиллов, И. П. Уборевич, Е. А. Шиловский, Р. П. Эйдеман и др.
В ходе 2-й мировой войны в Германии, США, Великобритании в качестве осн. вида воен. действий ВС теоретич. обоснование получило стратегич. наступление с использованием механизир. армий и крупных сил авиации. На основе обобщения опыта воен. действий союзных войск В. н. были разработаны вопросы: подготовки и проведения крупных возд.-десантных и мор. десантных операций; организации стратегич. коалиционного руководства войсками; планирования и обеспечения операций и др.
Разработка за годы Вел. Отеч. войны теории стратегич. наступат. операции, гибких форм подготовки и ведения оборонит. операции с последующим переходом в контрнаступление, решение проблемы оперативного и стратегич. прорыва обороны с последующим окружением и уничтожением крупных группировок войск, изыскание новых способов боевого применения и взаимодействия разл. видов ВС и родов войск, разработка такой эффективной формы огневого поражения противника, как арт. и авиац. наступление, новых форм построения боевых порядков, управления войсками и мн. др. вопросов внесли большой вклад в развитие теории воен. иск-ва и В. н. в целом и обеспечили победу над сильным и опасным противником.
После 2-й мировой войны появляются новые мощные средства вооруж. борьбы, прежде всего ракетно-ядерное оружие, и др. средства массового поражения. В. н. сосредоточила гл. усилия на исследовании возможных способов развязывания агрессором и последующего ведения ядерной войны, выработке новых взглядов на роль и значение видов ВС и средств вооруж. борьбы, на способы ведения боёв и операций. При этом важнейшее значение имел поиск путей предотвращения ядерного нападения противника.
В 1980-е гг. в США была принята доктрина «прямого противоборства», в которой нашли теоретич. обоснование возможности ведения ядерной войны против СССР с нанесением внезапного «обезоруживающего» удара и достижения США воен. превосходства над СССР при ведении как ядерной, так и обычной войны в любом регионе мира, где возникнет «угроза жизненным интересам» США. С этой доктриной были связаны также концепции «звёздных войн», или «стратегической оборонной инициативы» (СОИ), «войн малой интенсивности» и др. Реализация концепции СОИ, по мнению воен.-политич. руководства США, должна создать возможность для нанесения ВС США «обезоруживающего» удара и в первую очередь обезопасить США от случайных, несанкционированных ядерных ударов.
В 1980-е гг. в СССР, в 1-й пол. 1990-х гг. в РФ развитие воен.-теоретич. мысли было направлено на поиски путей предотвращения войны, осуществления ответных мер для отражения возможной агрессии, недопущения перерастания воен. действий с обычным оружием в ядерную войну.
В совр. структуре В. н. различают: общие основы (общую теорию) В. н., теории воен. иск-ва, строительства ВС, управления ВС, видов ВС, воинского обучения и воспитания, вооружения, воен. экономики и тыла ВС, а также воен. историю. Каждая из составных частей В. н. имеет собств. структуру, в которой можно выделить неск. разделов (частных теорий).
Общие основы (общая теория) В. н. включают логико-методич. и общетеоретич. проблемы В. н.: предмет, структуру, задачи, внутр. и внешние взаимосвязи В. н.; определение её категорий и методов; исследование законов и стратегич. характера войны, строительства ВС, др. явлений и процессов воен. дела.
Теория военного искусства является ведущей областью В. н., охватывающей теоретич. основы подготовки и ведения воен. действий, эволюции ВС в тесной зависимости от развития вооружения и воен. техники. Включает теории стратегии, оперативного искусства и тактики. Теория стратегии исследует воен.-стратегич. характер войны, законы (закономерности), принципы и способы вооруж. борьбы в стратегич. масштабе. Теория оперативного иск-ва изучает характер, закономерности, принципы и способы подготовки и ведения общевойсковых (общефлотских) операций (боевых действий) оперативными объединениями видов ВС. Теория тактики занимается вопросами подготовки и ведения боя подразделениями, воинскими частями и соединениями на суше, на море и в воздухе. В соответствии с этим она включает теорию тактики общевойскового боя и теорию тактики видов ВС, родов войск (сил) и спец. войск.
Теория строительства ВС изучает проблемы: поддержание войск и сил флота в высокой степени боевой готовности к выполнению боевых задач и к отмобилизованию; определение наиболее целесообразной организац. структуры ВС; обоснование принципов и методов комплектования ВС, их оснащения вооружением и воен. техникой, подготовки воен. кадров и прохождения ими воен. службы; организация службы войск и укрепление воинской дисциплины; расквартирование войск (сил) в мирное и воен. время и др.
Теория управления ВС исследует закономерности, принципы и методы работы командования, штабов и др. органов по управлению войсками (силами) при подготовке к ведению боевых действий (операций), а также по руководству боевой учёбой, жизнью и деятельностью войск (сил) в мирное и воен. время.
Теория видов ВС исследует проблемы строительства, подготовки и стратегические применения видов ВС, родов войск и спец. войск, особенности их структуры и организации боевой подготовки, роль и место в общей системе воен. действий.
Теория воинского обучения и воспитания разрабатывает формы и методы оперативной, мобилизац. и боевой подготовки ВС, формирования у личного состава войск и сил флота высоких духовных и морально-боевых качеств, воинского воспитания военнослужащих в процессе воен. службы, слаживания подразделений, воинских частей (кораблей) и соединений в целях обеспечения их высокой боеспособности и боеготовности.
Теория вооружения изучает процессы развития и применения средств вооруж. борьбы, разрабатывает научно обоснованные выводы и рекомендации для проведения единой воен.-технич. политики в ВС на определённых этапах воен. строительства. Выводы и рекомендации теории вооружения также обеспечивают необходимый науч. подход при анализе программ и планов разоружения совр. государств до уровня разумной достаточности.
Теория военной экономики и тыла ВС исследует характер, объём, способы накопления и использования материальных средств, необходимых для обеспечения деятельности ВС и ведения прогнозируемой войны, воен. аспекты перевода экономики с мирного на военное положение, пути повышения устойчивости экономики в воен. время, проблемы организации тыла ВС и его работы в мирное и воен. время, определяет принципы организации воен. производства.
Военная история, составная часть историч. науки, изучающая историю войн и воен. иск-ва, процесс и осн. тенденции развития ВС и вооружения, опыт воен. деятельности государств и народов, деятельности военачальников и полководцев, а также др. области воен. дела.
В. н. совместно с др. науками исследует проблемы ГО, связанные с возможными последствиями применения ОМП и высокоточного оружия, а также проблемы организации системы ГО, целесообразного состава, назначения и характера действий войск и сил ГО в мирное и воен. время, их взаимодействия с ВС.
Выводы и рекомендации В. н. широко используют при формировании военной политики, разработке военной доктрины, в воен. строительстве, обеспечении воен. безопасности общества и государства. В свою очередь направленность В. н. на каждом этапе её развития обусловливается принципиальными положениями и установками воен. доктрины.
Изменение характера вооруж. борьбы привело к расширению связей В. н. с обществ., естеств. и технич. науками, выделению в них воен. проблематики и формированию спец. отраслей знаний, направленных на решение задач в интересах укрепления воен. безопасности государства, повышения боеспособности и боеготовности войск (сил). В области обществ. наук большое значение для В. н. имеют воен. психология, воен. педагогика, теория воен. права и др. Развитие воен. проблематики в области естеств. наук привело к появлению таких воен.-спец. наук, как воен. география, воен. картография, воен. геодезия, воен. топография, воен. гидрометеорология, воен. навигация, военная медицина и др. В области технич. наук выявились отрасли знаний, которые называют военно-техническими науками.
Наиболее важными отраслями др. наук, связанными с воен. проблематикой и обеспечением воен. безопасности государства, являются следующие.
Военная социология (В. с.) – отрасль социологии, изучающая внутреннюю социальную жизнедеятельность и внешние связи армии и др. вооруж. формирований, особенности поведения людей и социальных групп в условиях воен. службы в мирное и воен. время, социальные аспекты войн и вооруж. конфликтов. В. с. призвана объяснить историч. развитие воен. профессии, динамику её социального престижа, особенности отбора, социализации, прохождения воен. службы и отставки. Изучение армии как социального института предполагает: выявление устойчивых образцов поведения, системы ролей и функций, обеспечивающих удовлетворение потребности общества в безопасности от воен. угрозы; раскрытие содержания и характера взаимосвязей армии с др. институтами общества в конкретный период времени. Социальные изменения, происходящие в обществе, вызывают необходимость приспособления к ним воен. структур и создания адекватной системы ценностей. В этом процессе важная роль принадлежит гражд. контролю, объектами которого являются: воен. бюджет, воен. законодательство, принципы аттестации и продвижения высших воен. чинов, гражд. экспертиза по воен. делам, ограничение на участие проф. военных в политич. партиях и др. В. с. выступает как необходимый элемент механизма, обеспечивающего обратную связь общества с воен. институтом.
Появление В. с. относится к рубежу 19–20 вв., в России оно связано с именем Н. А. Корфа (1866–1924). Классическим в В. с. считается исследование С. Э. Стауффера, Э. Шилза, М. Яновица «Американский солдат», проведённое в условиях воен. действий амер. армии в Европе в 1944–45. С 1990-х гг. в практику входит проведение междунар. сравнительных исследований. Проблематика В. с. в совр. России определяется реформированием Вооруж. Сил. Приоритетные задачи: изучение перехода на комплектование воен. формирований на контрактной основе, причин неуставных отношений; мониторинг социально-экономич. и правового положения военнослужащих и членов их семей.
Военная демография (В. д.) – отрасль демографии, исследующая проблемы народонаселения в связи с воен. деятельностью, а также непосредственное и опосредованное влияние войн и военных конфликтов на динамику народонаселения отд. стран, регионов, всего мира. К важнейшим задачам В. д. относятся: изучение мобилизационных возможностей государства, в т. ч. мобилизационных резервов для вооруж. сил и экономики, процессов мобилизации и демобилизации; рассмотрение вопросов, связанных с воен. потерями; исследование миграции населения в предвоенные, воен. и послевоенные годы, вызываемой воен.-политич. и социально-экономич. ситуацией, мобилизацией и демобилизацией, эвакуацией и реэвакуацией населения, войск, трудовых ресурсов; анализ этнодемографич. обстановки, ближайших и отдалённых демографич. последствий войны (снижение абсолютной численности населения воюющих государств, изменения возрастной и половой структуры населения, снижение рождаемости и количества браков). Как область науч. знаний В. д. сложилась к кон. 19 в.
Военная статистика (В. с.) – отрасль социальной статистики, изучающая количественные закономерности воен. деятельности государств при подготовке и в ходе войн (вооруж. конфликтов), а также после их окончания во взаимосвязи и взаимозависимости с их качественными характеристиками. Осн. задачи В. с.: выявление, сбор, науч. обработка и анализ статистич. данных, раскрывающих уровень экономич., воен. и науч. потенциалов изучаемых стран, степень подготовки их к войне; выявление воен. и мобилизац. возможностей стран в отношении людских ресурсов, вооружения, воен. техники, материально-технич. обеспечения войск, воен. подготовки населения и состояния гражданской обороны; количественный анализ состояния вооруж. сил государства, их организации, соотношения родов войск и видов вооруж. сил, состояния резервов; анализ количественных показателей, необходимых для разработки оперативно-тактич. норм, подготовки, организации, ведения боя и операции, а также для выполнения воен.-теоретич. и воен.-историч. исследований. В России В. с. получила развитие в нач. 19 в.
Военная педагогика (В. п.) – отрасль педагогич. науки, изучающая закономерности воспитания, обучения, развития военнослужащих, морально-психологич. подготовки личного состава вооруж. сил. В России В. п. выделилась в самостоят. науч. дисциплину как отрасль педагогич. науки во 2-й пол. 19 в., чему в значит. степени способствовали преобразования в ходе военных реформ 1860–70-х гг. Начавшиеся на рубеже 1950–60-х гг. качественные преобразования в воен. деле обусловили повышение роли В. п. (курс В. п. был введён во всех воен. училищах, академиях и институтах). С нач. 1990-х гг. В. п. в РФ разрабатывает и осваивает новые приоритеты и ценности в обучении и воспитании воинов, оказывает содействие преобразованию воспитат. работы в армии и на флоте.
Военная психология (В. п.) – отрасль психологич. науки, изучающая психологич. аспекты войны и боевой деятельности военнослужащих, их поведение в экстремальных обстоятельствах, возможные психологич. последствия применения в войне средств массового поражения, новых форм и способов ведения боевых действий. Большое внимание В. п. уделяет изучению психологич. условий сплочения воинского коллектива, формированию в нём здорового морально-психологич. климата. Рекомендации В. п. используются при комплектовании воинских подразделений и частей, конструировании воен. техники и оружия, при решении личным составом боевых и др. военно-служебных задач мирного и воен. времени.
Военная география (В. г.) – отрасль географии, исследующая расстановку политич. сил, экономич. и воен. возможности государств (коалиций государств), природные условия в региональном аспекте с точки зрения их влияния на ведение воен. действий или войны в целом. Особое внимание В. г. уделяет изучению оперативного оборудования ТВД, в т. ч. объектов стратегич. ядерных сил, воен.-мор. и воен.-возд. баз, аэродромов, пунктов управления, центров связи, путей сообщения, транспортных узлов, воен. складов. В России начало развитию В. г. как самостоят. дисциплины положено в 1830-х гг.
Военно-технические науки (В.-т. н.) – отрасли технич. наук, исследующие проблемы создания и применения техники в воен. целях. Оформление В.-т. н. в отрасли науч. знаний началось со 2-й пол. 20 в. При классификации В.-т. н. по функционально-целевым признакам их подразделяют на следующие группы: о средствах огневого воздействия, о ракетной технике, об арт. и стрелк. вооружениях (включая авиац., мор., бронетанковые), об авиац. и космич. технике, о технике ВМФ, сухопутных войск и т. д. При классификации В.-т. н. по функциональным признакам выделяют группы: воен. радиоэлектроники, воен.-химич., воен.-инж. наук и др.
В. н. и воен. разделы (воен. проблематика) др. наук могут в совокупности рассматриваться как взаимосвязанная система знаний. Эта система воен.-науч. знаний находится в постоянном развитии.