Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВОЕ́ННАЯ ДОКТРИ́НА

  • рубрика

    Рубрика: Военное дело

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 518-519

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. И. Останков

ВОЕ́ННАЯ ДОКТРИ́НА, офи­ци­аль­но при­ня­тая в го­су­дар­ст­ве (коа­ли­ции го­су­дарств) си­сте­ма взгля­дов на ис­поль­зо­ва­ние во­ен­ной си­лы для дос­ти­же­ния по­ли­тич. це­лей, на ха­рак­тер во­ен. за­дач и спо­со­бов их ре­ше­ния, на ос­нов­ные на­прав­ле­ния во­ен. строи­тель­ст­ва. Она кон­кре­ти­зи­ру­ет при­ме­ни­тель­но к во­ен. сфе­ре ус­та­нов­ки кон­цеп­ции на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти, ха­рак­те­ри­зу­ет гл. на­прав­ле­ния во­ен­ной по­ли­ти­ки го­су­дар­ст­ва на дан­ном ис­то­рич. эта­пе. Фор­ми­ро­ва­ние В. д. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся по­ли­тич. и во­ен. ру­ко­во­д­ством го­су­дар­ст­ва. Её по­ло­же­ни­ям при­да­ёт­ся нор­ма­тив­ная си­ла, она яв­ля­ет­ся обя­за­тель­ной для гос. ор­га­нов и во­ен. кад­ров. Со­дер­жа­ние В. д. от­ра­жа­ет­ся: в во­ен.-по­ли­тич. дек­ла­ра­ци­ях; в за­ко­но­дат. и пра­ви­тель­ст­вен­ных юри­дич. до­ку­мен­тах по во­про­сам нац. безо­пас­но­сти, обо­ро­ны и во­ен. строи­тель­ст­ва; в до­ку­мен­тах, оп­ре­де­ляю­щих бое­вую дея­тель­ность вооруж. сил (ВС); в об­ще­во­ин­ских ус­та­вах и ос­но­во­по­ла­гаю­щих при­ка­зах, на­став­ле­ни­ях и ру­ко­во­дствах, рег­ла­мен­ти­рую­щих жизнь и дея­тель­ность ВС в мир­ное вре­мя.

В. д., как пра­ви­ло, вклю­ча­ет во­ен.-по­ли­тич., во­ен.-стра­те­гич. и во­ен.-эко­но­мич. ос­но­вы обес­пе­че­ния во­ен. безо­пас­но­сти го­су­дар­ст­ва. Во­ен.-по­ли­тич. ос­но­вы со­дер­жат: по­ло­же­ния, рас­кры­ваю­щие рас­ста­нов­ку сил в ми­ре, ве­ро­ят­ность воз­ник­но­ве­ния и воз­мож­ные ис­точ­ни­ки вой­ны и воо­руж. кон­флик­тов, их со­ци­аль­но-по­ли­тич. сущ­ность; осн. внеш­ние и внутр. уг­ро­зы во­ен. безо­пас­но­сти; це­ли, за­да­чи и осн. прин­ци­пы обес­пе­че­ния во­ен. безо­пас­но­сти; це­ли раз­ви­тия и ру­ко­во­дства во­ен. ор­га­ни­за­ци­ей го­су­дар­ст­ва. Во­ен.-стра­те­гич. ос­но­вы вклю­ча­ют: ана­лиз ха­рак­те­ра и опе­ра­тив­но-так­тич. осо­бен­но­стей воз­мож­ных войн и воо­руж. кон­флик­тов; осн. по­ло­же­ния по при­ме­не­нию ВС и др. войск для от­ра­же­ния аг­рес­сии, за­щи­ты от ан­ти­кон­сти­туц. дей­ст­вий и про­ти­во­прав­но­го воо­руж. на­си­лия. Во­ен.-эко­но­мич. ос­но­вы оп­ре­де­ля­ют: ис­точ­ни­ки, прин­ци­пы и осн. на­прав­ле­ния соз­да­ния, со­вер­шен­ст­во­ва­ния и раз­ви­тия ма­те­ри­аль­ной ба­зы во­ен. ор­га­ни­за­ции го­су­дар­ст­ва, мо­би­ли­за­ци­он­ной под­го­тов­ки эко­но­ми­ки; осн. на­прав­ле­ния во­ен. строи­тель­ст­ва и под­го­тов­ки го­су­дар­ст­ва к вой­не.

Тер­мин «В. д.» офи­ци­аль­но ус­та­нов­лен в нач. 1960-х гг. Он был обу­слов­лен как по­ли­тич., так и во­ен.-тех­нич. фак­то­ра­ми. На ме­ж­ду­нар. аре­не воз­ник­ли два про­ти­во­стоя­щих во­ен.-по­ли­тич. бло­ка – Ор­га­ни­за­ция Се­ве­ро­ат­лан­ти­че­ско­го до­го­во­ра (НАТО) и Ор­га­ни­за­ция Вар­шав­ско­го до­го­во­ра, кон­фрон­та­ция ме­ж­ду ко­то­ры­ми, в т. ч. на идео­ло­гич. ос­но­ве, соз­да­ла ре­аль­ную уг­ро­зу пре­вра­ще­ния «хо­лод­ной вой­ны» в но­вую ми­ро­вую. Взгля­ды во­ен.-по­ли­тич. ру­ко­во­дства США ле­жа­ли в ос­но­ве под­го­тов­ки к коа­ли­ци­он­ной ядер­ной вой­не, пре­ж­де все­го про­тив СССР. В кон. 1960-х гг. на­сту­пи­ла раз­ряд­ка в от­но­ше­ни­ях ме­ж­ду стра­на­ми За­па­да и Вос­то­ка, что при­ве­ло к из­ме­не­нию док­три­наль­ных взгля­дов в НАТО. В нач. 1990-х гг. В. д. США и др. стран НАТО пре­тер­пе­ли ряд из­ме­не­ний, свя­зан­ных с но­вы­ми по­ли­тич. ре­аль­но­стя­ми в ми­ре. Наи­бо­лее пол­но пе­ре­смотр нац. и коа­лиц. В. д. был от­ра­жён в «Но­вой стра­те­ги­че­ской кон­цеп­ции НАТО» (1991), ко­то­рая про­воз­гла­си­ла прин­цип раз­ви­тия свя­зей со стра­на­ми Вост. Ев­ро­пы и го­су­дар­ст­ва­ми, воз­ник­ши­ми на тер­ри­то­рии быв­ше­го СССР. Од­ной из при­ори­тет­ных функ­ций НАТО при­знан кон­троль за кри­зи­са­ми, уча­стие в опе­ра­ци­ях по вос­ста­нов­ле­нию и под­дер­жа­нию ми­ра как под фла­гом ООН, так и по ини­циа­ти­ве са­мо­го аль­ян­са с ис­поль­зо­ва­ни­ем си­ло­вых средств при­ну­ж­де­ния. Дек­ла­ри­ро­ва­но и прак­ти­че­ски осу­ще­ст­в­ля­ет­ся рас­ши­ре­ние НАТО на Вос­ток.

Рас­пад СССР в нач. 1990-х гг., об­ра­зо­ва­ние Со­дру­же­ст­ва Не­за­ви­си­мых Го­су­дарств (СНГ), стрем­ле­ние со­хра­нить еди­ные ВС в рам­ках СНГ и соз­да­ние ВС РФ по­ста­ви­ли на по­ве­ст­ку дня во­прос о раз­ра­бот­ке В. д. РФ и До­го­во­ра о кол­лек­тив­ной безо­пас­но­сти. Ука­за­ми Пре­зи­ден­та РФ бы­ли ут­вер­жде­ны вна­ча­ле «Ос­нов­ные по­ло­же­ния во­ен­ной док­три­ны РФ» (1993), а за­тем «Во­ен­ная док­три­на РФ» (2000), ко­то­рая име­ет обо­ро­нит. ха­рак­тер и на­прав­ле­на на обес­пе­че­ние су­ве­ре­ни­те­та и тер­ри­то­ри­аль­ной це­ло­ст­но­сти го­су­дар­ст­ва, за­щи­ты его жиз­нен­но важ­ных ин­те­ре­сов. Стра­те­гич. це­лью ВС в слу­чае аг­рес­сии про­тив РФ и её со­юз­ни­ков про­воз­гла­ша­ет­ся от­ра­же­ние уда­ров про­тив­ни­ка и на­не­се­ние ему по­ра­же­ния для пре­кра­ще­ния вой­ны на воз­мож­но бо­лее ран­ней ста­дии и за­клю­че­ния ми­ра на ус­ло­ви­ях, от­ве­чаю­щих ин­те­ре­сам РФ. Ядер­ное ору­жие рас­смат­ри­ва­ет­ся в ка­че­ст­ве край­не­го сред­ст­ва борь­бы. В. д. ука­зы­ва­ет на пра­во­мер­ность при­ме­не­ния ВС и др. войск не толь­ко для пре­се­че­ния аг­рес­сии про­тив Рос­сии и/или её со­юз­ни­ков, но и для ло­ка­ли­за­ции и ней­тра­ли­за­ции ан­ти­кон­сти­туц. дей­ст­вий в стра­не. В во­ен.-эко­но­мич. ос­но­вах В. д. под­чёр­ки­ва­ет­ся, что гл. це­лью во­ен.-эко­но­мич. обес­пе­че­ния во­ен. безо­пас­но­сти РФ яв­ля­ет­ся свое­вре­мен­ное удов­ле­тво­ре­ние по­треб­но­стей во­ен. ор­га­ни­за­ции го­су­дар­ст­ва в фи­нан­со­вых сред­ст­вах и ма­те­ри­аль­ных ре­сур­сах. Для дос­ти­же­ния этой це­ли оп­ре­де­ле­ны при­ори­тет­ные за­да­чи и осн. прин­ци­пы во­ен.-эко­но­мич. обес­пе­че­ния, а так­же осн. на­прав­ле­ния мо­би­ли­за­ци­он­ной под­го­тов­ки эко­но­ми­ки го­су­дар­ст­ва.

Лит.: Ос­но­вы на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти Рос­сии. М., 1998; Ме­ж­ду­на­род­ная безо­пас­ность и обо­ро­но­спо­соб­ность го­су­дарств. М., 1998; Во­ен­ная док­три­на Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции // Со­б­ра­ние за­ко­но­да­тель­ст­ва Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. 2000. № 17. Ст. 1852.

Вернуться к началу