ОРТОДО́НТИ́Я
-
Рубрика: Медицина
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОРТОДО́НТИ́Я (от греч. ὀρϑός – прямой, правильный и ὀδούς, род. п. ὀδόντος – зуб), раздел стоматологии, занимающийся вопросами этиологии, диагностики, лечения и профилактики аномалий развития зубов и челюстно-лицевого скелета. В связи с этим контингент пациентов врачей-ортодонтов представлен исключительно детьми и подростками. Коррекцией деформаций зубов и челюстей, возникших в результате травм и заболеваний, занимается ортопедич. стоматология. Становление О. связано с выходом в свет в 1728 сочинения франц. врача П. Фошара о хирургич. лечении зубов. Первые труды по вопросам О. относятся к сер. 19 в. Среди причин аномалий развития зубов выделяют наследств. предрасположенность, нарушения обмена веществ, детские болезни, негативно влияющие на процесс формирования скелета, и др. Способствующими факторами могут быть вредные привычки (сосание пальцев), злоупотребление сосками, затруднённое носовое дыхание и др. Деформации зубочелюстного аппарата могут приводить к нарушению функций органов дыхания, пищеварения и речи. Осн. виды зубочелюстных аномалий: аномалии величины челюстей (макро- и микрогнатия); аномалии положения челюстей (прогнатия, ретрогнатия, асимметрия и др.); аномалии прикуса (дистальный, глубокий, открытый и др.); аномалии формы (суженная, уплощённая) и размеров (увеличенная, уменьшенная) зубных дуг; аномалии отд. зубов (числа, размеров, формы, положения и др.). Цели ортодонтич. лечения – создание лучшей в косметич. и функциональном отношении формы зубочелюстного аппарата и нормализация развития детского организма. Лечение комплексное: аппаратное, аппаратно-хирургич., хирургическое в сочетании с функциональным (лечебная гимнастика), физиотерапевтическим и с последующим логопедическим. Необходима плановая санация полости рта у детей дошкольного и школьного возраста.