Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АПРАКСИ́Я

  • рубрика

    Рубрика: Медицина

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 128-129

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Захаров

АПРАКСИ́Я (новолат. apraxia, от греч. ἀπραξία – без­дея­тель­ность, без­дей­ст­вие, от а... и ᾶξις – де­ло, дей­ст­вие), на­ру­ше­ние спо­соб­но­сти вы­пол­нять це­ле­на­прав­лен­ные дей­ст­вия, не свя­зан­ное с мы­шеч­ной сла­бо­стью или рас­строй­ством ко­ор­ди­на­ции. А. от­но­сит­ся к на­ру­ше­ни­ям выс­шей нерв­ной дея­тель­но­сти и раз­ви­ва­ет­ся при по­ра­же­нии дви­га­тель­ных цен­тров ко­ры го­лов­но­го моз­га. При­чи­ной А. мо­гут быть на­ру­ше­ния моз­го­во­го кро­во­об­ра­ще­ния, че­реп­но-моз­го­вые трав­мы, опу­хо­ли го­лов­но­го моз­га и др.

Вы­де­ля­ют ки­не­ти­че­скую, ки­не­сте­ти­че­скую и кон­ст­рук­тив­ную А. Ки­не­ти­че­ская А. раз­ви­ва­ет­ся при по­ра­же­нии зад­них от­де­лов лоб­ных до­лей го­лов­но­го моз­га и обу­слов­ле­на на­ру­ше­ни­ем по­сле­до­ва­тель­но­сти эта­пов дви­га­тель­но­го ак­та. В ре­зуль­та­те воз­ни­ка­ет ос­та­нов­ка дви­же­ния или по­втор­ное со­вер­ше­ние од­них и тех же дви­же­ний (пер­се­ве­ра­ция), что пре­пят­ст­ву­ет дос­ти­же­нию по­став­лен­ной це­ли дви­га­тель­ной ак­тив­но­сти.

Ки­не­сте­ти­че­ская А. яв­ля­ет­ся след­ст­ви­ем по­ра­же­ния верх­них от­де­лов те­мен­ных до­лей го­лов­но­го моз­га, в свя­зи с чем на­ру­ша­ет­ся схе­ма те­ла. По­это­му боль­ной не­спо­со­бен осу­ще­ст­в­лять за­пла­ни­ро­ван­ные им дви­же­ния, дей­ст­вия: он не­пра­виль­но рас­по­ла­га­ет в про­стран­ст­ве свои ко­неч­но­сти, за­дей­ст­ву­ет не те груп­пы мышц, что в ито­ге при­во­дит к дви­же­ни­ям и дей­ст­ви­ям, не­аде­к­ват­ным по­став­лен­ной це­ли.

Кон­ст­рук­тив­ная А. воз­ни­ка­ет при по­ра­же­нии ниж­них от­де­лов те­мен­ных до­лей и при­мы­каю­щих к ним уча­ст­ков го­лов­но­го моз­га, что со­про­во­ж­да­ет­ся ут­ра­той пред­став­ле­ний о трёх­мер­ном про­стран­ст­ве, в свя­зи с чем боль­ные ис­пы­ты­ва­ют зна­чи­тель­ные за­труд­не­ния при кон­ст­руи­ро­ва­нии: не мо­гут сло­жить из час­тей (па­ло­чек, ку­би­ков и т. п.) це­лое, пе­ре­ри­со­вать слож­ные гео­мет­рич. фи­гу­ры.

Для вы­яв­ле­ния А. боль­но­го про­сят вы­пол­нить те или иные дей­ст­вия (напр., раз­ре­зать бу­ма­гу нож­ни­ца­ми, по­ка­зать, как за­би­ва­ют гвоз­ди, от­да­ют во­ин­скую честь и т. п.); для вы­яв­ле­ния кон­ст­рук­тив­ной А. ис­сле­ду­ют ри­су­нок. Ле­че­ние А. вклю­ча­ет за­ня­тия с ней­роп­си­хо­ло­гом с це­лью вос­ста­но­ви­тель­но­го обу­че­ния и ле­че­ние осн. за­бо­ле­ва­ния. Про­гноз во мно­гом оп­ре­де­ля­ет­ся сте­пе­нью по­вре­ж­де­ния го­лов­но­го моз­га.

Лит.: Хом­ская Е. Д. Ней­роп­си­хо­ло­гия. 3-е изд. СПб., 2003.

Вернуться к началу