Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТРА́НСПОРТНАЯ ЗАДА́ЧА

  • рубрика

    Рубрика: Математика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 347

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


    Книжная версия:



    Электронная версия:

ТРА́НСПОРТНАЯ ЗАДА́ЧА, один из важ­ных ча­ст­ных слу­ча­ев об­щей за­да­чи ли­ней­но­го про­грам­ми­ро­ва­ния. Со­дер­жа­тель­но Т. з. фор­му­ли­ру­ет­ся сле­дую­щим об­ра­зом. В пунк­тах A1,...,Am про­из­во­дит­ся не­ко­то­рый од­но­род­ный про­дукт, при­чём объ­ём про­из-ва это­го про­дук­та в пунк­те Ai со­став­ля­ет ai еди­ниц, i=1,...,m. Этот про­дукт нуж­но дос­та­вить в пунк­ты по­треб­ле­ния B1,...,Bn, при­чём объ­ём по­треб­ле­ния в пунк­те Bj со­став­ля­ет bj еди­ниц, j=1,...,n. Пред­по­ла­га­ет­ся, что транс­пор­ти­ров­ка про­дук­та воз­мож­на из лю­бо­го пунк­та про­из-ва в лю­бой пункт по­треб­ле­ния и транс­порт­ные из­держ­ки, при­хо­дя­щие­ся на пе­ре­воз­ку еди­ни­цы про­дук­та из пунк­та Ai в пункт Bj, со­став­ля­ют cij де­неж­ных еди­ниц. За­да­ча со­сто­ит в ор­га­ни­за­ции та­ко­го пла­на пе­ре­во­зок, при ко­то­ром сум­мар­ные транс­порт­ные из­держ­ки бы­ли бы ми­ни­маль­ны­ми.

Фор­маль­но Т. з. ста­вит­ся сле­дую­щим об­ра­зом. Пусть xij – ко­ли­че­ст­во про­дук­та, пе­ре­во­зи­мо­го из пунк­та Ai в пункт Bj. Тре­бу­ет­ся най­ти со­во­куп­ность из mn не­от­ри­ца­тель­ных ве­ли­чин xij, удов­ле­тво­ряю­щих ус­ло­ви­ям nj=1xij=ai,i=1,...,m,mj=1xij=bjj=1,...,n,

и об­ра­щаю­щих в ми­ни­мум сум­му mi=1nj=1cijxij.

Груп­па ог­ра­ни­че­ний (*) оз­на­ча­ет, что объ­ём про­дук­та, вы­ве­зен­но­го из ка­ж­до­го пунк­та про­из-ва, ра­вен про­из­ве­дён­но­му, а объ­ём про­дук­та, вве­зён­но­го в ка­ж­дый пункт по­треб­ле­ния, сов­па­да­ет с по­треб­но­стью. При этих ог­ра­ни­че­ни­ях не­об­хо­ди­мым и дос­та­точ­ным ус­ло­ви­ем раз­ре­ши­мо­сти Т. з. яв­ля­ет­ся вы­пол­не­ние ус­ло­вия ба­лан­са

Лит.: Голь­штейн Е. Г., Юдин Д. Б. За­да­чи ли­ней­но­го про­грам­ми­ро­ва­ния транс­порт­но­го ти­па. М., 1969.

Вернуться к началу