ТРУБАДУ́РЫ
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТРУБАДУ́РЫ (франц. troubadours, от окситанского trobador, от trobar – находить, изобретать), ср.-век. провансальские поэты-музыканты, сочинявшие на окситанском языке. Т. – первые проф. поэты в Зап. Европе, которые стали писать не на латыни, а на нар. языке. Творчество Т. – яркий пример куртуазной литературы, развивалось в 11–13 вв. при дворах провансальской знати (первым Т., по легенде, был Гильом IX) под влиянием классич. др.-рим. поэзии, ср.-век. латинской и арабо-андалузской поэтических традиций. Его осн. темы – прославление Прекрасной Дамы, рыцарское служение, культ утончённой любви (fin’amor). Творчеству Т. присущи повышенное внимание к поэтич. языку, стремление к экспериментированию с поэтич. формой (в сохранившихся текстах представлено св. 900 разл. размеров), разработка новых жанров (альба, пастурель, тенсона и др.). В 13 в. были составлены жизнеописания крупнейших провансальских трубадуров.
Все стихотворения Т. распевались (с собств. аккомпанементом на муз. инструменте). Нотных памятников сохранилось немного: по разным оценкам, ок. 300 образцов, возможно, из-за относительно небольшого количества мелодий, которыми Т. пользовались по принципу контрафактуры, прилаживая их к разным стихам (так делал, напр., Бертран де Борн). Наиболее известные нотные образцы – эстампида «Kalenda maya» Рембаута де Вакейраса и альба «Reis glorios» Гираута де Борнеля. Сохранились также 3 песни Пейре Карденаля, по 4 – Маркабрюна и Джауфре Рюделя, 6 – Арнаута де Марейля, 17 – Пейроля, 18 – Бернарта де Вентадорна, 22 – Раймона де Мираваля; 29 (наибольшее количество) – «последнего трубадура» Гираута Рикье. Мн. песни Т. написаны в форме бар.
Творчество провансальских Т. оказало значит. влияние на зап.-европ. лирику, в т. ч. на труверов, миннезингеров, представителей сицилийской поэтической школы, поэтов «дольче стиль нуово», а также Данте, Ф. Петрарку и др.