ЧА́РСКАЯ ЛИДИЯ АЛЕКСЕЕВНА
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЧА́РСКАЯ (псевд.; наст. фам. Воронова, в замужестве Чурилова) Лидия Алексеевна [19(31).1.1875, Царское Село, ныне в составе г. С.-Петербург – 18.3.1937, Ленинград], рус. писательница, актриса. Родилась в семье воен. инженера. Окончила Павловский ин-т в С.-Петербурге (1893), Драматич. курсы при Имп. театральном уч-ще (1898); служила в с.-петерб. Александринском имп. театре (1898–1924; эпизодич. роли), где стала выступать под псевд. Ч. Дебютировала как автор повести «Записки институтки» (1901) в детском ж. «Задушевное слово», с которым сотрудничала вплоть до его закрытия в 1918. Повесть, основанная на дневниковых записях Ч., имела большой успех, как и последовавшие за ней повести о жизни воспитанниц закрытых учебных заведений: «Княжна Джаваха» (1903), «Люда Влассовская» (1904), «Белые пелеринки» (1906), «Вторая Нина» (1909), «Ради семьи» (1914) и др. Другой важной темой творчества Ч., рано потерявшей мать, стала судьба осиротевших, брошенных или похищенных детей: повести «Лесовичка» (1909), «Сибирочка» (1910) и др. К сюжетам из отеч. истории обращены повести «Смелая жизнь» (1905) о героине Отеч. войны 1812 кавалерист-девице Н. А. Дуровой, «Газават. Тридцать лет борьбы горцев за свободу» (1906) о событиях Кавк. войны 1817–64, «Грозная дружина» (1909) о покорении Сибири Ермаком, и др. Автор повести «Один за всех» (1912) о Сергии Радонежском, адресованной в первую очередь юным читателям; сказок, стихов и рассказов для детей; романов «Её величество Любовь», «Вакханка» (оба 1915) и др.; публицистич. кн. «Профанация стыда» (1909), осуждающей телесные наказания в учебных заведениях.
Сочинения Ч. отличает выраженная дидактич. направленность; её герои честны и добры, трудолюбивы и отзывчивы, однако их излишняя экзальтированность и сентиментальность, а также схематизм сюжетов со всегда счастливым финалом, небрежность языка и обилие штампов не раз вызывали резкую критику. После 1918 произведения Ч. перестали издаваться как «пошло-сентиментальные» и вернулись к читателю лишь в 1990-е гг.