СОЛОУ́ХИН ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СОЛОУ́ХИН Владимир Алексеевич (14.6.1924, с. Алепино Владимирской губ. – 4.4.1997, Москва; похоронен в с. Алепино), рус. писатель. Из крестьянской семьи. Учился во Владимирском механич. техникуме (1938–42); во время Вел. Отеч. войны служил в войсках особого назначения, охранявших Московский Кремль. Окончил Лит. ин-т им. А. М. Горького (1951). Чл. президиума СП РСФСР (1958–85), чл. президиума СП СССР (с 1959).
Дебютировал как поэт в 1946. Автор поэтических сб-ков «Дождь в степи» (1953), «Разрыв-трава» (1956), «Ручьи на асфальте» (1958), «Имеющий в руках цветы» (1962), «Жить на земле» (1965) и др., пронизанных размышлениями о прошлом и будущем родной страны, о рус. природе. В поэзии последовательно эволюционировал к верлибру и белому стиху; в дальнейшем вновь вернулся к традиц. форме (сб. «Венок сонетов», 1975). В сер. 1950-х гг. выступил как прозаик: книги очерков о проблемах сельского хозяйства «Рождение Зернограда» (1955) и «Золотое дно» (1956). Известность принесли проникнутые размышлениями о судьбах крестьянства лирич. повести «Владимирские просёлки» (1957, с цензурными купюрами; опубл. полностью в 1990), где отразились впечатления С. от пешего путешествия по Владимирской обл., и «Капля росы» (1960) – о родном селе, которые стали одним из ранних проявлений деревенской прозы. В этом русле развивалось всё последующее творчество писателя: автобиографич. роман «Мать-мачеха» (1964), рассказы (сб-ки «Мёд на хлебе», 1978, «Волшебная палочка», 1983, и др.), лирич. повесть «Прекрасная Адыгене» (1963), книги очерков «Григоровы острова» (1963), «Третья охота» (1967) и др. Прозе С. присуще сочетание лиризма и публицистичности; она пронизана глубоким восхищением природой и культурой родной земли и нацелена на отстаивание традиц. христианских ценностей. Значит. обществ. резонанс получили худож.-публицистич. книги «Письма из Русского музея» (1966), «Время собирать камни» (1980, об Оптиной пустыни), рассказ «Чёрные доски» (1969, о рус. иконах), в которых были затронуты проблемы патриотич. воспитания, сохранения духовных основ рус. народа и его культурно-историч. наследия. Повышенная эмоциональность отличает произведения 1980–90-х гг., посвящённые развенчанию сов. мифов о В. И. Ленине, Гражд. войне 1917–22, коллективизации: повести «Смех за левым плечом» (1989), «При свете дня» (1992), «Солёное озеро» (1994); автобиографич. роман «Последняя ступень (Исповедь вашего современника)» (1995). Разочаровавшись в 1990-е гг. в проводимых правительством реформах, резко критиковал либералов; выступал с националистич. и монархистских позиций. В мемуарной кн. «Чаша» (опубл. в 1998, посм.) – размышления о послереволюц. рус. эмиграции и её роли в отеч. культуре. Гос. пр. РСФСР (1979).