Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОСТФОЛЬКЛО́Р

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 271

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Ю. Неклюдов

ПОСТФОЛЬКЛО́Р, об­ласть не­офи­ци­аль­ной (в т. ч. «ни­зо­вой», улич­ной) куль­ту­ры ин­ду­ст­ри­аль­но­го и по­стин­ду­ст­ри­аль­но­го об­ще­ст­ва, тек­сты, прак­ти­ки и ар­те­фак­ты ко­то­рой жи­вут по фольк­лор­ным за­ко­нам, но не все­гда пре­ем­ст­вен­но свя­за­ны с пред­ше­ст­вую­щи­ми фольк­лор­ны­ми тра­ди­ция­ми. П. вклю­ча­ет в се­бя анек­до­ты, го­род­ские пес­ни и ле­ген­ды, ряд «ре­че­вых жан­ров» (слу­хи, сплет­ни, мол­ва), а так­же ор­на­мен­ти­ку и со­дер­жи­мое ру­ко­пис­ных аль­бо­мов (сол­дат­ских, школь­ных, де­вичь­их и т. п.), го­род­ские ар­го, тю­рем­ные по­дел­ки, граф­фи­ти и та­туи­ров­ки, ук­ра­ше­ния и жес­ты, «по­свя­ти­тель­ные» ри­туа­лы, прак­ти­куе­мые у уго­лов­ни­ков, под­ро­ст­ков, сол­дат сроч­ной служ­бы, ту­ри­стов, аль­пи­ни­стов и др.

В от­ли­чие от фольк­ло­ра пат­ри­ар­халь­но­го кре­сть­ян­ст­ва и ар­ха­ич. бес­пись­мен­ных об­ществ, П. фраг­мен­ти­ро­ван в со­от­вет­ст­вии с со­ци­аль­ным, про­фес­сио­наль­ным, кла­но­вым, воз­рас­тным рас­слое­ни­ем об­ще­ст­ва и не име­ет еди­ной ми­ро­воз­зренч. ос­но­вы. Фор­ми­ру­ет­ся ряд за­кры­тых тра­ди­ций (про­фес­сио­наль­ных и лю­би­тель­ских объ­е­ди­не­ний, уго­лов­ных кла­нов, не­фор­маль­ных групп мо­ло­дё­жи и т. д.), что при­во­дит к воз­ник­но­ве­нию спе­ци­фич. суб­куль­тур­ных ко­дов и тек­стов; не­ко­то­рые из них мо­гут впо­след­ст­вии по­лу­чать бо­лее ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние (как, напр., «блат­ные» пес­ни).

В рам­ках П. ут­ра­чи­ва­ет­ся ри­ту­аль­ное зна­че­ние об­ществ. и се­мей­ных тор­жеств; транс­фор­ми­ру­ют­ся и уп­ро­ща­ют­ся осн. «пе­ре­ход­ные об­ря­ды» (ро­диль­ный, сва­деб­ный, по­хо­рон­ный); из нар. тра­ди­ции ухо­дит ка­лен­дар­но-об­ря­до­вый фольк­лор. Ар­ха­ич. ме­ха­низ­мы ми­фо­ло­ги­за­ции про­стран­ст­ва, су­ще­ст­во­вав­шие в сель­ских ус­ло­ви­ях, от­час­ти со­хра­ня­ют свою ак­ту­аль­ность при ос­мыс­ле­нии го­ро­да в его «вер­ти­каль­ном из­ме­ре­нии» (мо­ти­вы, свя­зан­ные с вы­со­та­ми и под­зе­мель­я­ми, чер­да­ка­ми и под­ва­ла­ми), при про­ти­во­по­став­ле­нии «цен­тра» и «ок­ра­ин» го­ро­да, его «ста­рой» и «но­вых» час­тей; од­ним из важ­ней­ших ин­ст­ру­мен­тов по­доб­но­го ос­вое­ния яв­ля­ет­ся не­офи­ци­аль­ная гор. мик­ро­то­по­ни­ми­ка с её сим­во­ли­кой, куль­тур­ны­ми и ис­то­рич. ас­со­циа­ция­ми.

Тра­ди­ции П. в це­лом скла­ды­ва­ют­ся не позд­нее 2-й пол. 19 в. при ин­тен­сив­ной ур­ба­ни­за­ции об­ще­ст­ва и про­ис­хо­дя­щих в нём пе­ре­ме­нах: раз­ви­тии мас­со­вых, в т. ч. зре­лищ­ных, форм, по­яв­ле­нии но­вых средств их пре­зен­та­ции и рас­про­стра­не­ния (фо­то­гра­фия и зву­ко­за­пись, за­тем – ки­но и те­ле­ви­де­ние). П. тес­но взаи­мо­дей­ст­ву­ет с мас­со­вой куль­ту­рой, об­ме­ни­ва­ясь с ней те­ма­ми, кон­ст­рук­тив­ны­ми приё­ма­ми и да­же це­лы­ми тек­ста­ми. В 20 в. П. вы­хо­дит за пре­де­лы по­ро­див­шей его гор. сре­ды, ста­но­вясь в из­вест­ном смыс­ле од­ним из под­раз­де­лов об­ще­на­цио­наль­ной куль­ту­ры. От П. сле­ду­ет от­ли­чать тек­сты се­те­вых ком­му­ни­ка­ций («ин­тер­не­тлор»), так­же об­ла­даю­щие мно­ги­ми свой­ст­ва­ми уст­ной тра­ди­ции (вос­про­из­ве­де­ние в из­ме­няе­мых ко­пи­ях, час­тая ут­ра­та ав­тор­ст­ва, ис­поль­зо­ва­ние оп­ре­де­лён­но­го на­бо­ра кли­ше и др.). Тер­мин «П.» вве­дён в отеч. нау­ку в 1995.

Лит.: Не­клю­дов С. Ю. По­сле фольк­ло­ра // Жи­вая ста­ри­на. 1995. № 1; Со­вре­мен­ный го­род­ской фольк­лор. М., 2003; Со­вре­мен­ная рос­сий­ская ми­фо­ло­гия / Сост. М. В. Ах­ме­то­ва. М., 2005; Ар­хи­по­ва А. С., Не­клю­дов С. Ю. Фольк­лор на ас­фаль­те // Жи­вая ста­ри­на. 2007. № 3.

Вернуться к началу