ПОСТФОЛЬКЛО́Р
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОСТФОЛЬКЛО́Р, область неофициальной (в т. ч. «низовой», уличной) культуры индустриального и постиндустриального общества, тексты, практики и артефакты которой живут по фольклорным законам, но не всегда преемственно связаны с предшествующими фольклорными традициями. П. включает в себя анекдоты, городские песни и легенды, ряд «речевых жанров» (слухи, сплетни, молва), а также орнаментику и содержимое рукописных альбомов (солдатских, школьных, девичьих и т. п.), городские арго, тюремные поделки, граффити и татуировки, украшения и жесты, «посвятительные» ритуалы, практикуемые у уголовников, подростков, солдат срочной службы, туристов, альпинистов и др.
В отличие от фольклора патриархального крестьянства и архаич. бесписьменных обществ, П. фрагментирован в соответствии с социальным, профессиональным, клановым, возрастным расслоением общества и не имеет единой мировоззренч. основы. Формируется ряд закрытых традиций (профессиональных и любительских объединений, уголовных кланов, неформальных групп молодёжи и т. д.), что приводит к возникновению специфич. субкультурных кодов и текстов; некоторые из них могут впоследствии получать более широкое распространение (как, напр., «блатные» песни).
В рамках П. утрачивается ритуальное значение обществ. и семейных торжеств; трансформируются и упрощаются осн. «переходные обряды» (родильный, свадебный, похоронный); из нар. традиции уходит календарно-обрядовый фольклор. Архаич. механизмы мифологизации пространства, существовавшие в сельских условиях, отчасти сохраняют свою актуальность при осмыслении города в его «вертикальном измерении» (мотивы, связанные с высотами и подземельями, чердаками и подвалами), при противопоставлении «центра» и «окраин» города, его «старой» и «новых» частей; одним из важнейших инструментов подобного освоения является неофициальная гор. микротопонимика с её символикой, культурными и историч. ассоциациями.
Традиции П. в целом складываются не позднее 2-й пол. 19 в. при интенсивной урбанизации общества и происходящих в нём переменах: развитии массовых, в т. ч. зрелищных, форм, появлении новых средств их презентации и распространения (фотография и звукозапись, затем – кино и телевидение). П. тесно взаимодействует с массовой культурой, обмениваясь с ней темами, конструктивными приёмами и даже целыми текстами. В 20 в. П. выходит за пределы породившей его гор. среды, становясь в известном смысле одним из подразделов общенациональной культуры. От П. следует отличать тексты сетевых коммуникаций («интернетлор»), также обладающие многими свойствами устной традиции (воспроизведение в изменяемых копиях, частая утрата авторства, использование определённого набора клише и др.). Термин «П.» введён в отеч. науку в 1995.