ПИ́НСКИЙ
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПИ́НСКИЙ Леонид Ефимович [24.10. (6.11).1906, пос. Брагин Речицкого у. Минской губ., ныне Гомельской обл., Белоруссия – 26.2.1981, Москва], рос. литературовед. Сын меламеда (учителя в хедере). По окончании лит.-лингвистич. отделения Киевского ин-та нар. образования им. М. П. Драгоманова (ныне Киевский нац. ун-т им. Т. Г. Шевченко; 1930) работал в Молд. ин-те нар. образования в Тирасполе. С 1933 жил в Москве. С 1938 доцент моск. ИФЛИ. В окт. 1941 ушёл добровольцем на фронт; в февр. 1942 отозван для преподавательской работы на филологич. ф-те МГУ. С кон. 1940-х гг. неоднократно подвергался обвинениям в «космополитизме». В 1951 репрессирован; отбывал заключение в Унженских исправительно-трудовых лагерях; после освобождения (1956) вернулся в Москву. В 1960–1970-е гг. был близок к диссидентским кругам, принимал активное участие в кампаниях в защиту политзаключённых.
Начал печататься в 1937. В центре науч. интересов П. – вопросы теории и истории зап.-европ. литератур, преим. эпохи Возрождения и барокко. Наиболее значит. трудами П. стали книги «Реализм эпохи Возрождения» (1961) и «Шекспир. Основные начала драматургии» (1971). Автор исследований о творчестве Эразма Роттердамского, К. Марло, Ф. Вийона, Б. Грасиана-и-Моралеса, И. В. Гёте, Ф. Р. де Шатобриана, О. де Бальзака, В. Скотта. Определяя своеобразие литературы Нового времени, П. ввёл разграничение двух типов сюжета: легендарно-мифологич. сюжет, присущий лит-ре вплоть до эпохи Возрождения, в основе которого – повествование, рассчитанное на узнавание («сюжет-фабула»), и сюжет нового типа, характерный для дальнейшего развития литературы, который не имеет источников в прошлом и является плодом авторского вымысла («сюжет-ситуация»). Рождение этого нового сюжета П. связал с романом «Дон Кихот» М. де Сервантеса. Философско-публицистич. заметки П. «Парафразы и памятования», впервые опубликованные в 1980 в ж. «Синтаксис» (Париж), вошли в кн. эссеистики «Минимы» (2007).