Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕНДЖА́БСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 550

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. А. Васильева

ПЕНДЖА́БСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА (панд­жаб­ская ли­те­ра­ту­ра, ли­те­ра­ту­ра пенд­жаб­цев), раз­ви­ва­ет­ся на яз. панд­жа­би в Ин­дии (штат Пенд­жаб) и Па­ки­ста­не. За­чи­на­те­лем клас­сич. П. л., спла­вив­шей му­сульм. и ин­дуи­ст­ские тра­ди­ции, стал в 12 в. по­эт Шейх Фа­рид Ша­кар­гандж (Ба­ба Фа­рид), в рус­ле су­физ­ма вы­сту­пав­ший с про­по­ве­дью ра­вен­ст­ва лю­дей. В кон. 16 в. под влия­ни­ем араб. и перс. лит. тра­ди­ций сло­жил­ся жанр ро­ман­тич. по­эмы о люб­ви (кис­са), сре­ди наи­бо­лее из­вест­ных – «Хир и Ран­дж­ха» Да­мо­да­ра и др. В 17 в. со­став­ле­на свя­щен­ная кни­га Ади Грантх, вклю­чаю­щая гим­ны гу­ру сик­хиз­ма, а так­же сти­хо­тво­ре­ния су­фи­ев и по­этов бхак­ти. В 18 в. сик­хи­ст­ские идеи пре­ло­ми­лись в по­эзии гу­ру Го­вин­да Синг­ха; жанр кис­са по­лу­чил раз­ви­тие в твор­че­ст­ве Ха­фи­за Бар­хур­да­ра («Юсуф и Зу­лей­ка», «Мир­за и Са­хи­бан»); по­пу­ляр­ность сни­ска­ла по­эзия су­фи­ев (Бул­ле Шах, Ва­рис Шах, Ха­шим Шах и др.). Круп­ней­ший по­эт сер. 19 в. – Шах Му­хам­мад.

Ос­но­во­по­лож­ник со­вре­мен­ной П. л. – Бхаи Вир Сингх; его ро­ма­ны о ге­ро­ич. про­шлом сик­хов «Сун­да­ри» (1898), «Бид­жай Сингх» (1899), «Сат­вант Ка­ур» (1900) за­ло­жи­ли ос­но­вы про­зы на панд­жа­би. Ли­ри­ка Ви­ра Синг­ха по­свя­ще­на пе­ре­ло­же­нию идей гу­ру На­на­ка. Ста­нов­ле­ние пенд­жаб­ско­го те­ат­ра свя­за­но с дея­тель­но­стью Нан­ды. В цен­тре твор­че­ст­ва по­эта Дха­ни­ра­ма Чат­ри­ка (сб. «Ро­ща сан­да­ла», 1931, и др.) – со­ци­аль­ная те­ма­ти­ка, пре­им. жизнь кре­сть­ян. Твор­че­ст­во ли­те­ра­то­ров 1930–40-х гг., в т. ч. примк­нув­ших к Ас­со­циа­ции про­грес­сив­ных пи­са­те­лей Ин­дии (АППИ, со­зда­на в 1936), тя­го­те­ет в осн. к реа­лиз­му: Пу­ран Сингх, Хи­ра Сингх Дард, Ла­ла Лак­хми Чанд Сау­да­гар и др. Са­ти­рич. на­прав­ле­ние пред­став­ле­но про­из­ве­де­ния­ми Ча­ра­на Синг­ха Ша­хи­да (сб. но­велл «Ша­хи­до­вы при­пар­ки», 1932).

По­сле 1947 при со­хра­не­нии общ­но­сти ис­то­рич. тра­ди­ций П. л. по­лу­чи­ла са­мо­сто­ят. раз­ви­тие в Ин­дии и Па­ки­ста­не. В ин­дий­ской П. л. боль­шин­ст­во ав­то­ров раз­ви­ва­ли тен­ден­ции сто­рон­ни­ков АППИ, из­брав ве­ду­щим на­прав­ле­ни­ем реа­лизм, а осн. те­ма­ти­кой – со­ци­аль­ные про­бле­мы. По­ло­же­ние мар­ги­на­лов – в цен­тре ро­ма­нов круп­ней­ше­го про­заи­ка 20 в. На­на­ка Синг­ха («Лю­до­ед», 1953; «Иг­ра с ог­нём», 1954). Ши­ро­кую из­вест­ность сни­ска­ла дра­ма­тур­гия Бал­ван­та Гар­ги (пье­са «Ко­лос пше­ни­цы», 1954). Сре­ди наи­бо­лее из­вест­ных но­вел­ли­стов 2-й пол. 20 в.: Гур­бахш Сингх (сб. «Жизнь в на­след­ст­во», 1960), Кар­тар Сингх Дуг­гал, Кул­вант Сингх Вирк, Сан­токх Сингх Дхир, На­втедж Сингх. По­пу­ляр­но­стью поль­зу­ет­ся по­этич. твор­че­ст­во Мо­ха­на Синг­ха, а так­же Ам­ри­ты При­там.

О па­ки­стан­ской П. л. см. в ст. Па­ки­стан.

Изд.: Сти­хи пенд­жаб­ских по­этов. М., 1957; О храб­рых, неж­ных и влюб­лен­ных. Ска­за­ния Пя­ти­ре­чья. М., 1967; Вос­крес­ное ут­ро. Но­вел­лы пенд­жаб­ских пи­са­те­лей Ин­дии. М., 1973; Selections from the Sacred writings of the Sikhs. N. Y., 2007.

Лит.: Се­реб­ря­ков И. Д. Пенд­жаб­ская ли­те­ра­ту­ра. М., 1963; Narula S. S. Panjabi sahitt da itihas. Jalandhar, 1969; Ahluwalia J. S. Punjabi literature in perspective. Ludhiana, 1973.

Вернуться к началу